We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methodology and Methods for Sociological Research

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс охватывает следующие темы: - Наблюдение – Метод интервью в качественных исследованиях - Фокус-группы - Анализ вторичных данных. Чтение и обсуждение некоторых широко известных исследований сочетается с практическими занятиями по разработке дизайна исследования и конкретных инструментов для его реализации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с основами методологии исследований в социальных науках и дать краткий обзор наиболее актуальных исследовательских методов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение измерять валидность и надежность социологических данных
  • - Дает определение основных понятий по методам исследований в качественной парадигме социальных наук; - Использует методы наблюдения, индивидуального и группового интервью, исследования случая, экспериментальные методы.
  • Понимает, как делать выбор, формулировать тему исследования, как ставить актуальность работы, как формулировать цели исследования и ставить задачи научного исследования.
  • Уметь сформулировать основной исследовательский вопрос и обосновать его значимость; идентифицировать проблему в своей исследовательской области;
  • Распознает основные социологические методы анализа социально-демографических проблем (контентанализ, метод опроса населения, метод экспертного опроса, фокус-группа, метод наблюдения)
  • Интерпретирует этические принципы организации полевого исследования, приводит примеры релевантные для собственного проекта
  • Знает методы сбора данных, применяющихся в социологических эмпирических исследованиях, их основные достоинства и недостатки, общие принципы интерпретации данных социологических исследований.
  • Сопоставляет метод опроса с другими методами социально-психологического исследования. Описывает задачи для его применения в исследовании.
  • доказывает валидность выбранных методов и методик для решения исследовательской задачи, поставленной в рамках выполнения исследования
  • Различает качественные и количественные стратегии исследовательского дизайна
  • Понимает специфику онлайн исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Роль теории в проведении исследования
  • Тема 2. Специфика социального исследования
  • Тема 3. Исследовательский вопрос
  • Тема 4. Постановка проблемы в социологическом исследовании
  • Тема 5. Исследовательская гипотеза
  • Тема 6. Качественная VS количественная методология исследования
  • Тема 7. Методы сбора данных
  • Тема 8. Три цели исследования, единица анализа
  • Тема 9. Измерение
  • Тема 10. Надежность измерительных инструментов
  • Тема 11. Валидность измерительных инструментов
  • Тема 12. Дизайн исследования
  • Тема 13. Экспериментальный дизайн в социальных науках
  • Тема 14. Понятие выборка в количественном исследовании
  • Тема 15. Понятие выборка в качественном исследовании
  • Тема 16. Этические принципы в социологическом исследовании
  • Тема 17. Смешанная методология исследования
  • Тема 18. Интернет исследования
  • Тема 19. Планирование кейс стади
  • Тема 20. Этика в кейс стади
  • Тема 21. Метод интервью и исследовательский гайд интервью
  • Тема 22. Метод контент анализа
  • Тема 23. Метод наблюдения
  • Тема 24. Опросы в количественных исследованиях
  • Тема 25. Метод фокус-групп
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    The average grade for all grades on in-class activity during seminars
  • неблокирующий Экзамен
    Students have to develop a research proposal using their knowledge of all sections of the course.
  • неблокирующий Домашние задания
    Students write a short paper where they are supposed to answer a question posed by instructors.
  • неблокирующий Домашняя работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.5 * Активность + 0.5 * Активность
  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Домашние задания + 0.2 * Домашняя работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие, Ядов В.А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности : Учеб. пособие, Ядов, В.А., 2009

Авторы

  • Ильина Мария Ивановна
  • Скрынник Елизавета Сергеевна
  • Синявская Ядвига Эдуардовна
  • Зубарев Никита Сергеевич