We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociological Theory

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: • базовые понятия социологии; • ключевые этапы истории социологии; • основные положения классических и современных социологических теорий и школ; • различные методологические основания социологического исследования, предлагаемые основными парадигмами социологического знания; • теоретические основы отраслевых социологических дисциплин; • специфику теоретического анализа комплексных социальных процессов и механизмов функционирования основных социальных общностей различными социологическими школами; • основные теоретические модели и методы исследования, описывающие соци-альное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях. Уметь: • использовать полученные знания для осмысления и решения социальных проблем; • применять полученные знания для формулировки исследовательского вопроса; • знать основные конвенции проверки гипотез, сформулированные в рамках того или иного предметного поля; • иметь базовые представления о классических социологических истоках различных предметных областей; • применять социологическое воображение для экспликации и теоретического анализа латентных социальных механизмов генезиса и развития современных социальных проблем; • применять различные социологические теории для построения программы социологического исследования, включающей общие вопросы выбора методологии и концептуального аппарата исследования; • использовать теоретические конструкты для интерпретации результатов эмпирических исследований, вторичного анализа существующих социально-экономических данных; • описывать специфику тех или иных культурных форм и влияние этой специфики на социальные и политические процессы. Иметь навыки (приобрести опыт): • наблюдения, понимания и научной интерпретации процесса производства социологических работ; • получения социологической информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу; • аналитической работы с научной литературой по социологии, в том числе на иностранных языках; • написания аналитических текстов (рефератов, эссе, reaction paper) с использованием словаря и объяснительных ресурсов современных социологических теорий; • распознания и оценки парадигм и способов социологического теоретизирования; • применения широкого спектра изученных методологических подходов в эмпириче-ских исследованиях на микро- и макроуровнях; • работы с источниками различных жанров, которые вводят в научный обиход соответствующие подходы в современной социологической теории (от традиционных источников, теоретических трактатов и статей, - до поэзии, от мемуаров и писем - до живописных и скульптурных изображений).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с трудами, задающими образцы анализа в социальной теории и создающими новые перспективы в исследовании современного общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к пониманию, высказывает свою точку зрения.
  • Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.
  • Студент успешно подготавливает программу исследования; умеет реализовать поставленные в программе цели и задачи; понимает новизну и ограничения своего исследования.
  • Студент демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять задание.
  • Студент демонстрирует навыки групповой работы, и построения грамотной дискуссии.
  • Студент владеет способами поиска и переработки информации, что про-является в форме составления списка источников и материалов, презентации результатов чтения и анализа
  • Студент владеет материалом и применяет полученные знания основных социологических теорий для выполнения заданий
  • Студент интерпретирует предложенные материалы для анализа (результаты наблюдений, данные интервью, документальные данные)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методологические проблемы в социологии, часть 1. Объяснение и понимание.
    Понимающая социология М. Вебера. Объяснение и понимание хозяйственной жизни.
  • Методологические проблемы в социологии, часть 2. Дилемма «Макро» и «Микро».
    Институциональный индивидуализм.
  • Методологические проблемы в социологии, часть 3. Противопоставление материализма и идеализма.
    Нормы и рациональность в электоральном участии.
  • Специальные теории, часть 1. Теория рационального выбора и возможности ее применения.
    Теория рационального выбора в экономической социологии.
  • Специальные теории, часть 2. Структурализм и теория П. Бурдье
    Класс и габитус. Социальная критика суждения.
  • Специальные теории, часть 3. Веберианский подход.
    Типы рациональности М. Вебера. Рационализация.
  • Специальные теории, часть 4. Институционализм.
    Проблема «железной клетки». Организационное поле. Институциональный изоморфизм. Коллективная рациональность в организационных полях. Институционализированные организации. Формальная структура как миф и церемониал.
  • Специальные теории, часть 5. Функционализм и системная теория.
    Социальная система. Принципы стратификации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашняя работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кравченко С. А. - СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.1. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 584с. - ISBN: 978-5-9916-3823-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-v-2-t-t-1-klassicheskie-teorii-cherez-prizmu-sociologicheskogo-voobrazheniya-426172
  • Кравченко С. А. - СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.2. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 636с. - ISBN: 978-5-9916-3824-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-v-2-t-t-2-novye-i-noveyshie-sociologicheskie-teorii-cherez-prizmu-sociologicheskogo-voobrazheniya-426190

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Головин Н. А. - СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 461с. - ISBN: 978-5-534-07033-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-sociologicheskie-teorii-433199