«Студенты начинают видеть связь между получаемыми ими знаниями и реальной жизнью»
Со следующего года студенты программы «Политология и мировая политика» смогут развить навыки проектной деятельности на специальном семинаре, а также в проектах, основанных на методике «обучения служением» (project service learning). Вести «Проектный семинар» и координировать проекты будет Магдалена Гаете, руководительница Проектно-учебной лаборатории управления репутацией в образовании (РепЛаб). Мы поговорили с Магдаленой о том, что ожидает студентов программы и чем полезно участие в проектах.
– Магдалена, сейчас все чаще говорят о такой педагогической методике, как «обучение служением» (project service learning). Такие проекты будут, в частности, предлагаться участникам нового проекта – Political Science Honours. Расскажите, пожалуйста, что такое «обучение служением» и зачем студентам участвовать в таких проектах?
– Это методика, которая сочетает академическое обучение со служением обществу. Студенты участвуют в проектах, которые помогают обществу решать актуальные проблемы, при этом применяя и углубляя свои академические знания и навыки.
Когда мы в РепЛаб начали заниматься методологией «обучения служением» (project service learning) в 2021 году, я осознала, что этот подход способен кардинально изменить восприятие студентами мира вокруг них. Обучение служением не только обогащает традиционный учебный процесс, привнося в него практическую составляющую и дополнительно мотивируя учащихся, но и развивает глубокое понимание их роли в обществе. Это происходит за счет реализации проектов, направленных на улучшение жизни местных сообществ.
Участие в таких проектах может быть очень полезным для студентов по множеству причин. Во-первых, оно помогает студентам развить такие качества как коммуникативные и организационные навыки, умение работать в команде и критически мыслить. Во-вторых, в рамках проектов студенты применяют в реальности те знания, которые они получили на занятиях. Это помогает лучше понимать учебный материал и его значение для решения задач за пределами университета. В-третьих, проекты будут способствовать развитию гражданского сознания и социальной ответственности у студентов. Студенты могут увидеть, как их работа влияет на общество, и как они могут использовать свои навыки и знания для улучшения жизни людей. Наконец, участие в таких проектах может помочь студентам подготовиться к будущей карьере. Многие навыки, которые они развивают в процессе обучения служением, такие как управление проектами и коммуникация, востребованы в различных отраслях и профессиях.
Таким образом, обучение служением в форме проектов представляет собой мощный образовательный инструмент, который может обогатить академический опыт студентов и подготовить их к успешной карьере и активной гражданской жизни.
– Магдалена, со следующего года Вы будете вести «Проектный семинар» на программе «Политология и мировая политика». Расскажите, пожалуйста, о чем будет этот курс?
– Проектный семинар — это курс, который ориентирован на развитие практических навыков студентов и применение их теоретических знаний в реальных проектах в социальной сфере. Он начинается с обучения проектному менеджменту, где студенты изучают концепции планирования, управления ресурсами, управления рисками и контроля за выполнением проекта. Затем они переходят к выполнению собственных проектов, применяя методы сбора и анализа данных, чтобы обосновать свои предложения и решения.
Основная часть курса будет посвящена работе над реальными социальными проектами. Студенты будут работать в командах, чтобы решить конкретную проблему, разработать новую идею или стратегию. Ключевым моментом станет презентация проектов. Это позволит студентам получить обратную связь, а также научиться отвечать на вопросы и критику. Наконец, важным аспектом является рефлексия, когда студенты анализируют свой процесс обучения и развития, чтобы лучше понять свои сильные стороны и области, требующие дальнейшего улучшения. Таким образом, проектный семинар помогает студентам развить навыки проектного менеджмента, исследовательской работы и командного взаимодействия, а также дает возможность применить учебные знания на практике.
– На Ваш взгляд, какие основные навыки развивает участие в проектах?
– Участие в проектах обучения служением может развивать множество навыков и компетенций. Прежде всего, это улучшает коммуникативные навыки, поскольку участники должны эффективно взаимодействовать с другими участниками проекта и представителями местных сообществ. Также проекты обеспечивают практическое применение и углубление учебных знаний. Участники могут применить свои теоретические знания на практике и увидеть, как они работают в реальных условиях. Это включает навыки решения проблем, анализа и критического мышления.
Проекты обучения служением также развивают навыки управления проектами и организационные навыки. Участники учатся планировать и управлять проектами, управлять временем и ресурсами и координировать деятельность команды. Наконец, участие в таких проектах подчеркивает значимость гражданственности и социальной ответственности. Участники развивают эмпатию и понимание социальных проблем, а также осознают, какой вклад они могут внести в общество. Это понимание может стать ценным ресурсом для личностного и профессионального развития.
Студенты начинают видеть связь между получаемыми ими знаниями и реальной жизнью и осознают, что их действия могут оказывать заметное влияние на окружающий мир. Этот процесс стимулирует развитие ответственности, эмпатии и гражданской активности. В результате обучение служением помогает студентам стать более осознанными, активными и ответственными участниками общества, способными применять свои знания и навыки для положительных изменений.
– От чего, на Ваш взгляд, зависит успешность проектов? Какие факторы чаще всего являются определяющими?
– Успешность проекта зависит от множества факторов. Важнейшим из них является ясное определение целей и ожиданий. Понимание цели проекта и того, что от него ожидается, критически важно для его успешного выполнения. Это помогает сформировать дорожную карту проекта и дает всем участникам четкое понимание того, к чему они стремятся.
Далее, эффективное управление ресурсами и временем — это еще один ключевой фактор. Успех проекта часто зависит от того, насколько эффективно используются доступные ресурсы и время. Это включает в себя умение приоритизировать задачи, делегировать ответственность и следить за сроками.
Кроме того, командная работа и коммуникации имеют большое значение. Умение работать в команде, эффективно общаться и решать конфликты может существенно повлиять на исход проекта. Наконец, гибкость и способность адаптироваться к изменениям также важны. В процессе реализации проекта могут возникнуть непредвиденные проблемы или изменения, и способность быстро адаптироваться и решать эти проблемы может оказаться ключевым фактором успеха.
– В каких профессиях навыки проектной деятельности могут пригодиться выпускникам?
– Навыки проектной деятельности могут пригодиться выпускникам в самых различных областях. Они относятся к так называемым «мягким» навыкам, которые ценятся во многих отраслях и специальностях.
Они будут особенно полезны для менеджмента проектов в любой области: от консалтинга и стратегического планирования до IT и маркетинга. Будущим исследователям управлять своими исследовательскими проектами и сотрудничать с другими членами академического сообщества. Навыки проектной деятельности также полезны для предпринимателей и руководителей стартапов, которые должны руководить проектами и командами, часто в условиях неопределенности и ограниченных ресурсов.
В общем, навыки проектной деятельности очень ценятся в современном мире работы и могут быть полезны в самых разнообразных профессиях. Кроме того, они могут помочь человеку успешно выполнять задачи и воплощать в жизнь идеи в любых сферах жизни.
Гаете Сепулведа Магдалена Алехандра
Проектно-учебная лаборатория управления репутацией в образовании: Старший научный сотрудник