«Исследовательский процесс сродни искусству: алгоритмы существуют, но прорывные работы зачастую от них отходят»
Преподаватели Вышки активно занимаются исследованиями и делятся своим опытом со студентами, а также часто вовлечены в управление образовательной деятельностью. Как им удается всё успевать? Мы поговорили с Денисом Стремоуховым, заместителем академического руководителя программы «Политология и мировая политика». Денис Александрович рассказал нам о том, как ему удаётся совмещать преподавание, науку и административную деятельность. О науке, студентах, новых темах в исследованиях и любимых книгах – читайте в нашем материале.
– Денис Александрович, вы ведете несколько предметов на нашей программе. Расскажите про ваш любимый. Может есть предмет, который вы преподаете с особым удовольствием?
– В этом учебном году я первый раз вёл «Научно-исследовательский семинар» у четверокурсников, и мне очень понравился этот опыт. Во-первых, помочь студентам научиться делать хорошие исследования – это профессиональный вызов. Исследовательский процесс сродни искусству: алгоритмы существуют, но прорывные работы зачастую от них отходят, внутри прописанных процедур всегда есть огромное пространство для творчества, стандарты интерпретируются по-разному разными профессиональными сообществами и просто разными исследователям. Во-вторых, на четвертом курсе уже можно обсуждать продвинутые темы, связанные с методологией и дизайном исследований. Это не только интересно, но и позволяет держать себя в тонусе. В-третьих, НИС никогда не идёт по запланированному сценарию, содержание занятия во многом определяется методологическими подходами и вопросами студентов в конкретной учебной группе. В-четвертых, я постарался сделать так, чтобы этот курс имел непосредственное прикладное значение для ВКР, которые пишут ребята. Когда практически сразу видишь пользу от своих занятий – это очень мотивирует. В целом я заметил, что удовольствие от преподавания зависит в первую очередь от двух факторов: от того, насколько уверенно ты себя чувствуешь в материале, и от того, насколько ты самостоятельно определяешь содержание курса, имеешь в его рамках свободу для творчества, поисков наилучшего формата для заданий, тестирования педагогических находок.
– Помимо преподавательской деятельности, вы в большом объеме помогаете студентам писать курсовые и дипломные работы. Расскажите о самых популярных сферах исследований и используемых методах под вашим научным руководством.
– Я считаю, что задача научного руководителя – не столько давать конкретные подсказки по литературе и методам, сколько помогать студенту формулировать хороший дизайн исследования и писать хороший текст. Поэтому я довольно всеяден в отношении тематических и методологических рамок работ, защищаемых под моим руководством. Так или иначе, большинство из них связаны с международными отношениями и публичной политикой. Но приходят студенты и с более экзотическими тематиками. Иногда лучше просто довериться студенту в его или её выборе.
– Денис Александрович, вы также являетесь заместителем академического руководителя программы. Студентов мучает вопрос: как вам удается все совмещать?
– Не так хорошо, как хотелось бы. Как и у многих коллег в академической среде, преподавание и административные обязанности оставляют мало времени и сил на научную деятельность. Но вообще, вопрос совмещения нескольких ролей – это скорее вопрос стрессоустойчивости, мотивации и энергии, чем тайм-менеджмента.
Во-первых, нужно высыпаться, нормально питаться и заниматься хотя бы минимальной физической активностью. Во-вторых, развивать такие ментальные привычки как осознанность, принятие, умение работать с негативными эмоциями. В-третьих, установить четкие границы между работой и остальными аспектами жизни, давать себе отдыхать. Я уже давно принципиально не работаю и не обсуждаю рабочие вопросы по воскресеньям, не получаю уведомлений о новых сообщениях на почте, стараюсь проверять её в специально запланированные интервалы.
Нужно постепенно вырабатывать привычки, которые приближают Вас к желаемому образу жизни. Действие, вошедшее в привычку, не требует мотивации, и прокрастинация ему не грозит. Мой главный вызов сейчас – выработать привычку регулярно работать над научными текстами.
С опытом какие-то действия начинают занимать меньше времени: если в первый раз на подготовку одной лекции у меня уходил целый рабочий день, то сейчас мне достаточно часа, чтобы обновить прошлогодние слайды и повторить материал. На всех курсах очень помогают учебные ассистенты, не знаю, что бы я без них делал.
– Расскажите нам о том, на какие регионы мира или политические процессы студентам стоить обратить внимание. Может на карте мира есть места, изучение которых является актуальным, но почему-то они не пользуются популярностью среди студентов?
– Для политолога конкретный регион или страна – это источник эмпирического материала для формулирования и тестирования теорий. С этой точки зрения любой регион представляет интерес, если понять, что нового он может нам рассказать в терминах абстрактных концептов и процессов. Лично мне особенно интересны политологические работы, опирающиеся на исторические источники и историографию отдельных стран и регионов. Сейчас появляется все больше и больше работ, написанных на эмпирическом материале Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, Китая и Японии, которые показывают, что некоторые процессы, которые мы теоретизировали в первую очередь на основе западноевропейского опыта, не настолько универсальны (например, возникновение государства как института или анархическая природа международной системы), а другие (например, появление линейных государственных границ) – не уникальны и не были просто распространены европейскими колонизаторами по всему миру.
На ОП «Политология и мировая политика» существует выбор из трех треков: Китай, постсоветское пространство и Европейский союз. Во многом они определяют исследовательские интересы наших студентов. Несмотря на это, например, регулярно появляются работы об африканской политике. Кажется, вне поля зрения студентов пока остаются Индия и Латинская Америка – безумно интересные для политологов страна и регион. В ближайшем будущем мы планируем расширить географический фокус нашей программы, чтобы включить в том числе и их.
– Мы знаем, что вы много читаете. Расскажите о любимой художественной книге и поделитесь рекомендациями научных статей. Что точно нужно прочитать будущему политологу?
– Если считать любимой книгу, к которой возвращаешься время от времени, то для меня это «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери. Ей удается вызвать во мне какое-то необыкновенное эмоциональное состояние. Первый раз я прочитал её еще подростком, когда вся наша большая семья собралась летом в загородном доме, и, кажется, тогда она сильно резонировала с моим окружением. В отрыве от личного эмоционального опыта это очень добрая и грустная книга про человеческую жизнь, которую стоит попытаться прочесть каждому.
Что касается академических рекомендаций, то я воздержусь от конкретных заголовков. «Будущий политолог» может избрать абсолютно любую тематику исследований и методологический подход. С выдачей универсальных рекомендаций успешно справляются программы базовых учебных дисциплин. Если мы говорим про наших абитуриентов, то художественная литература может оказаться полезней, чем научные статьи. Меня (и, как я однажды обнаружил, не только меня) к социальным наукам сподвигла в том числе серия «Академия» Айзека Азимова. Почитайте классическую фантастику – Айзек Азимов, братья Стругацкие, Урсула Ле Гуин и Фрэнк Герберт поднимают вечные вопросы устройства человеческих сообществ не хуже социальных ученых.
– Напоследок дайте совет тем, кто дальше хочет продолжить свой путь в академической карьере. Мы уверены, что за годы обучения и преподавания у вас точно есть, чем поделиться.
– Я сам нахожусь в начале своего академического пути, поэтому не хочу давать советы с высоты какого-то там «опыта». Много читайте и много пишите. Найдите «своего» научного руководителя. Впишитесь в какую-нибудь академическую тусовку – чем раньше, тем лучше.
Беседовала Вероника Бердникова