«Это удивительное летнее приключение»: студенты-политологи о работе в Приёмной комиссии
Для любого абитуриента реальное взаимодействие с Питерской Вышкой начинается с сотрудников Приемной комиссии. Спросили у Полины Лукиной и Маргариты Тимофеевой, студенток образовательной программы «Политология и мировая политика», чему их научил опыт работы в Приемной комиссии.
Полина Лукина, студентка 2 курса ОП «Политология и мировая политика»
«Благодаря приемке я учусь на бюджете»
Мое взаимодействие с приемкой как абитуриентки Вышки было удивительным: я с восьмого класса знала, что хочу поступить именно в НИУ ВШЭ на политологию. Несмотря на высокие баллы ЕГЭ почти по всем предметам, поступить я могла только на коммерцию. Я позвонила в приемную комиссию, чтобы узнать, как подписать электронный договор и внести плату за обучение, чтобы меня стопроцентно зачислили. Со мной общалась сотрудница Дарья, которая сама когда-то закончила политологию. Она начала рассказывать мне, как заключать электронный договор, параллельно просматривая мою анкету абитуриента. В ней, среди множества грамот и дипломов, она заметила диплом третьей степени по профильной олимпиаде — это давало мне право поступить без вступительных испытаний на бюджет. Сложно описать эмоции, которые я испытала в этот момент — только безграничное счастье.
Именно поэтому от работы приемки у меня остались исключительно положительные впечатления. Будучи абитуриенткой, сотрудники приемной комиссии невероятно обрадовали меня и моих родителей, благодаря внимательности Даши я учусь на бюджете. Соответственно, я решила сама пойти в приемку, чтобы тоже кому-нибудь помочь.
Как выглядит стандартный день сотрудника приемной комиссии
В приемной комиссии множество отделов, у каждого из которых своя зона ответственности: прием документов в бакалавриат, прием документов в магистратуру, колл-центр, онлайн-договоры. Я провела все лето в отделе заключения договоров.
Мой день начинался в 9:30 в корпусе на Кантемировской. Первым делом нужно было искать личные дела тех абитуриентов, которые приходили заключать договор. Мне очень хотелось создать на рабочем месте такую атмосферу, чтобы ребята сразу понимали, насколько здорово учится в Вышке, поэтому расклеивала за столом разные картинки. У меня было стремление показать каждому из абитуриентов, что у нас классно.
Далее шел беспрерывный процесс заключения договоров. Происходило постоянное общение с родителями абитуриентов: вводишь данные в компьютер, параллельно отвечаешь на вопросы. В таком плотном графике скучать не приходилось никогда, потому что день сотрудника отдела договоров пролетал незаметно. Нет времени даже зевнуть. Я не хотела, чтобы лето заканчивалось: для меня работа в приемной комиссии превратилась в летний лагерь с повышенной ответственностью.
Как работа в приемке учит новым навыкам и что было самым сложным
За время работы в приемке я прокачала навыки работы за компьютером и обрела много интересных и полезных знакомств. Было здорово обрести друзей, поделиться своим опытом обучения и послушать других ребят. Кроме этого, для меня, как для бывшей первокурсницы, было ценно погрузиться в административную часть Вышки: это большая честь и ответственность. Я стала более стрессоустойчивой: сотрудникам иногда нужно было переводить дух, включать «холодную» голову и принимать решения в сложных ситуациях. Порой на стрессе были все: родители, абитуриенты, даже принтер, отказывающийся печатать в самый неподходящий момент. Тем не менее, все спорные ситуации всегда решались в пользу студента. Я старалась поднять абитуриентам настроение еще до поступления, рассказывая о возможностях для учебы и саморазвития, о корпусе на канале Грибоедова, о физкультуре и внеучебной жизни.
Сложнее всего для меня в работе оказалось разобраться в тонкостях функционирования каждой компьютерной системы: приходилось быстро переключаться из одной программы в другую, редактировать и сохранять файлы. Если я не понимала, что делать в той или иной ситуации, то всегда могла обратиться к своей начальнице за подсказкой. Проблемы исчезают уже после первой недели работы: появляется ощущение комфорта и привычки.
О самых частых вопросах от абитуриентов
Родители абитуриентов, поступающих на политологию, задавали один вопрос: «Кем станет мой ребенок после обучения?». У меня был ответ, что человек с таким образованием не пропадет. Также часто спрашивали про военную кафедру. Многие абитуриенты интересовались возможностями внеучебной активности и качеством еды в столовой! Вопросы касались и расположения корпусов и общежитий, транспортной доступности, программ академической мобильности, программы двойного диплома с университетом Тор Вергата.
Так как сотрудники приемки учились на разных факультетах, мы старались выручать друг друга, если абитуриент задавал специфические вопросы по конкретной программе. За счет такого взаимодействия работа становилась продуктивнее, а будущие студенты получали больше информации о месте, в котором планировали учиться.
Работа в приемке — это удивительное летнее приключение. Я планирую работать в комиссии и в следующем году, это бесценный опыт, который делает тебя еще ближе к Вышке.
Маргарита Тимофеева, студентка 2 курса ОП «Политология и мировая политика»
«Не хотелось прощаться с атмосферой Вышки на целое лето»
Год назад, когда я была абитуриенткой НИУ ВШЭ в Петербурге, у меня не было опыта взаимодействия с сотрудниками приемки: вся процедура зачисления происходила в онлайн-формате. Всю необходимую информацию я нашла в инструкции и на сайте, поэтому общаться с кем-то лично или обращаться за консультацией по телефону необходимости не было.
Несмотря на это, я решила пойти работать в приемную комиссию этим летом. Мне не хотелось прощаться с атмосферой Вышки на целое лето, но было желание немного сменить род деятельности, чтобы оставаться в сообществе. Дополнительно, работа в приемке показалась мне классным опытом первой занятости. Это работа в знакомой сфере и атмосфере, процедура поступления мне уже знакома, а коллектив из сверстников и студентов с других образовательных программ точно не дал бы заскучать. Подобные факторы неизвестности, обычно, пугают при устройстве на работу, но, в случае приемки их удалось нивелировать. Я чувствовала и понимала, что хочу и могу принести пользу абитуриентам, потому что поступление в университет — важный шаг, перед которым возникает много сомнений и страхов.
Работа в приемке — про коммуникабельность и внимательность
Я старалась приезжать немного пораньше, чтобы подготовить рабочее место. В первые рабочие часы приемной комиссии мы принимали самую большую волну абитуриентов. После, когда поток спадал, мы получали дополнительные задания: проверить папки, загрузить файлы, поработать с таблицами. После обеда стартует вторая волна абитуриентов, приняв которую, у нас с коллегами сложилась добрая традиция: идти на кофе-брейк в «Слой». Затем мы завершали текущие дела и уходили домой, хотя порой задерживались, чтобы помочь кураторам отсортировать дела и что-то разобрать. Круг задач был совершенно разный на протяжении каждого дня работы.
Особенно опыт работы в приемке пригодился в развитии навыков коммуникабельности и организованности. Приходилось заниматься документооборотом и переносом данных в компьютерные системы, а в такой работе важная каждая цифра, чтобы в будущем не возникло проблем. Приемка точно научила меня быть более внимательной. Кроме того, необходимо было выстраивать коммуникацию в совершенно разных случаях. Не всегда все было гладко: приходили и взволнованные, и расстроенные абитуриенты. В таких случаях мы сохраняли спокойствие и старались грамотно объяснить и ответить на все вопросы. На такой работе отлично развиваются все софт-скиллы.
Топ-вопросов от абитуриентов в приемке: скидки, конкурсные списки, общежития
Сложнее всего было работать с проблемами, возникшими из-за ошибок в заполнении документов. Приходилось вновь связываться с конкретным абитуриентом, просить выслать дополнительные документы, перепроверять все. Такая мудреная бумажная работа меньше всего пришлась мне по душе.
Больше всего мне понравилось общаться с абитуриентами: отвечать на вопросы касательно обучения, корпусов, системе Вышки в целом, помогать советом. Это очень меня заряжало, потому что ребята приходили совершенно замечательные и работать с ними было в удовольствие. Чаще всего я рассказывала про скидки, объясняла, что собой представляет та или иная программа, много вопросов касались принципов составления конкурсных списков. Ребят интересовали условия в общежитиях, их транспортная доступность.