• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Политология и мировая политика»

Правила жизни преподавателей: Денис Стремоухов

Рубрика «Правила жизни преподавателей» существует уже довольно давно, с 2017 года. За пять лет мы успели поговорить с большим количеством преподавателей, смогли узнать их лучше. В этом материале мы решили продолжить славную традицию и пообщались с Денисом Александровичем Стремоуховым, заместителем академического руководителя программы «Политология и мировая политика»

Из архива Дениса Стремоухова

Из архива Дениса Стремоухова

– Каким был Ваш путь в политологии?

–  Как и многие коллеги из департамента, я пришел в политологию через международные отношения. Это факультет, на котором я учился в бакалавриате. Я не могу сказать, что это был осознанный выбор – я вряд ли понимал тогда специфику этого направления в России. Но было осознание того, что это довольно широкое поле, с возможностью изучения иностранного языка, что мне очень нравилось!

Во время обучения я начал осознавать, что мне интересна не историко-правовая сторона международных отношений, а теоретическая. Нам, конечно, рассказывали, что есть разные теории вроде реализма, неореализма – но это было довольно поверхностно. Сложно было понять, о чем это на самом деле.

В какой-то момент я начал искать в интернете книги (сначала только по международным отношениям) и читать их самостоятельно. Первая академическая работа на английском языке, которую я прочел – книга Кеннета Уолтца «Теория международной политики». Очень известная работа, которая положила начало неореализму. По ходу дела я начал знакомиться и с политологической литературой. Одной из первых статей, которую я прочитал, была совместная работа Константина Сонина* и Георгия Егорова «Свобода прессы, мотивация чиновников и «ресурсное проклятие». Это, наверное, было одно из самых первых впечатлений о политической науке.

Во время подготовки к поступлению в магистратуру я узнал, что в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург открывается программа «Сравнительная политика Евразии». Я уже тогда был наслышан о Вышке. Даже успел поучаствовать в молодежной секции конференции «Октябрьские чтения». Поэтому, когда пришли результаты вступительных испытаний, я выбрал магистерскую программу в Вышке - и, собственно, так оказался в политологии.

–  Если бы можно было вернуться на 5 лет назад, изменили бы Вы свое решение о политологии?

–  Мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь, и то, где нахожусь. Мне кажется, что мой путь сложился довольно удачно. Конечно, у меня были разные сомнения в прошлом, но они пропали с переходом в политологию.

–  Что оказало наибольшее влияние на формирование Ваших исследовательских интересов?

–  Первое время на политологии в Вышке мне хотелось продолжить заниматься международными исследованиями. Но череда случайностей подтолкнула меня к изучению внутренней политики – да и широкая экспертиза сотрудников департамента в этой области предполагала, скорее, смещение фокуса с международных исследований. Самым «безболезненным» для меня оказалось решение изучать международную активность российских регионов – своеобразный «мост» между политологией и международными исследованиями.

–  Три работы, которые сформировали Ваше представление о региональной политике?

–  Основополагающей для меня, конечно, является работа Владимира Гельмана, Сергея Рыженкова и Михаэля Бри «Making and Breaking Democratic Transitions» – история о региональных трансформациях в России в 90-х годах. Если говорить о российских региональных режимах, то нельзя обойти стороной работы Александра Либмана и Анастасии Обыденковой, Петра Панова и Кэмерона Росса. Очень интересные материалы про историческое наследие пишет Тамила Ланкина (кстати, у нее недавно вышла книга).

Но, на самом деле, регионы для меня являются своеобразной лабораторией, коллекцией моделей политических систем. Поэтому я бы хотел выйти за пределы литературы про регионы. Если говорить о книгах по политологии, то мне очень нравятся работы Генри Хейла про patronal politics и этнические конфликты. Далеко не всем удается объяснять сложные вещи относительно простым языком и изобретательно подтверждать свои мысли эмпирическими данными. Эти работы приносят мне удовольствие, сопоставимое с чтением художественной литературы.

–  На Ваш взгляд, без чего немыслим сегодняшний политолог?

–  Если я скажу, что политолог немыслим без ноутбука, это будет слишком очевидно?

–  Чем Вы любите заниматься после тяжелого рабочего дня?

Со временем я начал много времени уделять вопросу баланса между работой и отдыхом, потому что понял, что это необходимо для комфортной жизни. Прошлый год дался мне довольно тяжело, в том числе из-за перехода в онлайн-формат – это окончательно стерло границы между офисом и домом.

Отдыхать важно, поэтому по вечерам я стараюсь не решать рабочие вопросы, не открывать почту. Вместо этого я могу посмотреть сериал, почитать художественную книгу или приготовить ужин. Конечно, важны и регулярные встречи с семьей, друзьями.

–  Ваш любимый сериал?

–  Могу назвать один сериал, к которому я периодически возвращаюсь – это «Клиника». Он одновременно и комедийный, и грустный. В «Клинике» освещается много проблем, с которыми сталкивается каждый человек на работе и за ее пределами – своеобразная энциклопедия жизни.

 Среди понравившихся мне сериалов я бы также назвал «Корону», про Елизавету II. Мне кажется, он в определенной степени связан с политологией – там наглядно показывается, как работает британская монархия. Интересно следить за взаимоотношениями премьер-министра и королевы, и разбираться в работе формальных и неформальных монархических институтов.

–  К какой книге Вы часто возвращаетесь, особенно в тяжелые времена?

–  «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери. С одной стороны, это блистательная книга с точки зрения передачи сюжета через призму детского восприятия мира. А с другой – она очень трогательная и поучительная. Произведение состоит из множества историй, которые происходят с героем летом определенного года в первой половине 20-го века. Там поднимаются такие сложные темы, как, например, отношение к прошлому, старение, смерть, расставание с любимыми людьми. Впервые «Вино из одуванчиков» я прочитал еще в школе – и с тех пор я периодически возвращаюсь к этой книге.

–  Место на земле, которое Вы посетили и никогда не забудете?

Я не могу сказать, что много путешествовал. Но одно из мест, куда бы мне хотелось вернуться – это Ирландия. Я побывал там, будучи студентом бакалавриата. Мне кажется, это очень красивое, загадочное и интересное место с культурной точки зрения – это и ирландская мифология, и гэльский язык.

–  Качество, которое Вы особенно цените в людях?

–  Честность – независимо от того, какие это отношения, профессиональные или личные. Очень неприятно осознавать, что человек говорит тебе одно, а делает – другое.

–  Что бы Вы пожелали студентам?

–  Не переживать чересчур сильно, если кажется, что приняли неправильное решение. Сейчас тот самый этап жизни, когда все можно изменить. И, конечно, стараться не упускать классные возможности – через несколько лет у вас не будет оставаться на них ни времени, ни сил.

Беседовала Полина Зайцева, участница проекта «Вольная редакция», студентка магистерской программы «Сравнительная политика Евразии».

* Константин Сонин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.