Зачем изучать языковую политику? Интервью с Ксенией Максимовцовой
Со следующего модуля студенты третьего курса нашей программы приступят к изучению дисциплин, посвященных сравнительному анализу политических курсов (comparative public policy). Курс по языковой политике в сравнительной перспективе прочитает Ксения Максимовцова, доцент департамента политологии и международных отношений. Мы поговорили с Ксенией Викторовной о том, почему важно изучать языковую политику и чем этот курс будет полезен для студентов.
- Ксения Викторовна, расскажите, пожалуйста, о своем курсе «Языковая политика в сравнительной перспективе», чему он посвящен?
- Мой курс будет посвящен всестороннему изучению феномена языковой политики в кросс-культурной перспективе: не только с точки зрения политологии, но и социологии, и социолингвистики, и медиа-анализа. Мы обсудим основные модели языковой политики, как они развиваются в сравнительной перспективе: на Постсоветском пространстве, в Европе и в мире. Также мы поговорим об отдельных интересных кейсах, например Канаде, которая является «колыбелью официального билингвизма». На курсе мы также планируем охватить наиболее интересные кейсы языковой политики на Постсоветском пространстве: Украина, страны Балтии, Беларусь. Конечно, на семинарских занятиях мы разберем большое количество современных исследований на эту тему, обсудим преимущества и недостатки разных моделей языковой политики. А затем студенты смогут самостоятельно в рамках эссе порассуждать о том, какая модель языковой политики кажется им оптимальной в конкретном социокультурном и политическом контексте отдельно взятого государства.
Я считаю, что курс будет очень полезным, так как он предлагает самую актуальную и интересную информацию в этой сфере. Программа курса очень обширна. Я думаю, это позволит каждому студенту найти для себя что-то интересное и новое!
- Насколько мы знаем, языковая политика – это основная тема Ваших научных интересов. Не могли бы Вы рассказать о тех исследованиях, которые Вы проводите в этой сфере?
Свою диссертацию я защитила два года назад в Гисенском университете им. Юстуса Либиха в Германии. По итогам я издала книгу «Языковые конфликты в современной Эстонии, Латвии и Украине». В ней я исследовала дискуссии в русскоязычном Интернет-пространстве этих трех стран: как политизируются языковые вопросы, почему они политизируются, и кто их политизирует. В этом году вышла моя статья, посвященная секьюритизации языковых вопросов в русскоязычном интернет-пространстве Украины.В данном исследовании я использую концепцию секьюритизации из теории международных отношений, что является довольно нетипичным. Этот подход редко применяется в отношении языковых конфликтов. Сейчас я завершаю статью, в которой анализирую модель языковой политики позднесоветской и независимой Украины и как менялся дискурс о правах национальных меньшинств в Украине. Эти темы, действительно, очень резонируют с содержанием курса, который я планирую вести.
- Какие навыки приобретут студенты по итогам курса?
- Мне бы хотелось, чтобы студенты развивали навыки критического мышления, чтения академических текстов и выявления основных аргументов в этих текстах. Часто, когда читаешь научные статьи, замечаешь, что авторы часто являются приверженцами той или иной позиции, теории или модели языковой политики. Необходимо уметь различать эти позиции и стараться быть максимально непредвзятым. Поэтому важно, чтобы студенты умели дискутировать друг с другом, выстраивать аргументацию на основе теоретических посылок. Кроме того, хотелось бы, чтобы у студентов появилось «социологическое воображение», чтобы они умели представлять и моделировать какие-то ситуации. И, конечно же, студенты приобретут базовые знания о феномене языковой политики, смогут рассуждать об основных теориях, подходах, о сложностях реализации языковой политики, вопросах зашиты прав меньшинств и лингвистических правах.
- Ваши пожелания студентам
- Я желаю нашим студентам быть открытыми, настроенными на получение знаний. У нас прекрасные преподаватели и прекрасная исследовательская база. Я считаю, что Вышка сейчас предлагает политологическое образование, которое является одним из лучших в России. Я бы очень хотела, чтобы студенты стали частью нашей команды, активно вовлекались в научные проекты и учились критически осмысливать информацию.
Автор материала: Полина Зайцева, участница проекта «Вольная редакция»
Максимовцова Ксения Викторовна
Департамент политологии и международных отношений: Доцент