Правила жизни преподавателей (и не только): Анна Дёмышева
В продолжение нашей рубрики «Правила жизни преподавателей (и не только)» Вольная редакция решила поговорить с Анной Александровной Дёмышевой. Мы благодарим Анну Александровну за возможность обсудить археологические раскопки, послушать о том, почему её вдохновляет хоккей, и узнать, как составляется расписание на нашей образовательной программе.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашей учёбе.
Я училась на образовательной программе «История» в пермском кампусе ВШЭ, а диплом писала по археологии.
— Почему именно археология?
На втором курсе летом все студенты-историки ездят на практику в археологическую экспедицию. Моя первая поездка мне очень понравилась. В итоге стала ездить в экспедиции уже не за оценки, а просто потому, что мне это было интересно, и продолжаю до сих пор. Когда я уже была на последнем курсе, все-таки решилась писать диплом по археологии.
— В каких экспедициях Вы побывали?
В основном, это экспедиции в Пермском районе вокруг города Пермь. Например, были в экспедиции на Гляденовском костище. Участие во всех экспедициях мне запомнилось разными моментами. Мы думали, что приедем и, как в фильмах, будем работать кисточками, но это не так. Выходили утром на раскоп, брали лопаты и начинали постепенно углубляться на полтора метра в грунт. Оказалось, что лопата – очень универсальный инструмент. Хотя кисточками тоже иногда приходилось работать.
— Почему Вы решили поступить именно в Вышку?
Когда мне было 14 лет, я начала заниматься историческим фехтованием, и появилась мечта поступить на Историко-политологический факультет в Пермский государственный университет, но не хватило одного балла. Случайно узнала, что в Вышке в Перми открылась интересующая меня программа, когда пришла вместе с подругой, которая поступала на экономическое направление. Она сдавала документы, а, когда вышла, сказала, что тут, вроде, и история есть. Я решила попробовать и даже указала первым приоритетом политологию, но в итоге все равно передумала. Это был второй набор историков, а ребята первого набора нас очень ждали и радовались, что они теперь не единственные студенты-историки в Высшей школе экономики.
— Что вдохновило Вас остаться в Вышке после выпуска?
Мне всегда очень нравилась атмосфера у нас на кафедре. Сразу после выпуска я переехала в Питер и увидела вакансию в питерской Вышке, написала в отдел кадров, и вот я тут. Мне очень нравится академическая среда. В нашем случае, это, конечно, офисная работа, но это не то же самое, что сидеть где-то в большом офисе на весь этаж, где вы ограждены какими-то перегородками и бумажки перекладываете с места на место. Здесь видишь результат своей работы и ощущаешь, что делаешь действительно что-то нужное. Кроме того, в академической среде всегда узнаешь что-то новое, даже когда смотришь темы ВКР перед государственными экзаменами, думаешь, чем только люди не занимаются.
— Есть ли у Вас хобби?
На данный момент моё хобби – хоккей. Год назад увлеклась просмотром хоккейных матчей, и мне кажется, что это очень вдохновляет не сдаваться. Например, вспомним, как в прошлом году на чемпионате мира Канада чуть не проиграла, но за четыре секунды до конца матча один игрок сделал бросок, забил, и они вышли в полуфинал. Это показывает, что нужно идти вперед и не сдаваться. Казалось бы, времени совсем не оставалось, но он сделал этот бросок, и они победили. И так в каждой игре: четыре секунды могут поменять ход матча, и мне очень интересно за этим наблюдать.
— Что для Вас главное в жизни?
Постоянно развиваться, обучаться чему-то новому и не переставать удивляться, желание узнавать что-то новое, а не смотреть на одну и ту же картинку постоянно перед собой, замирая на одном месте.
— Три Ваши самые любимые книги?
Из последнего, что меня удивило – это «Братья Карамазовы» Достоевского. В момент, когда я читала это произведение, меня просто захватила история и, по сравнению с остальными книгами Достоевского, она пошла гораздо легче. Когда я её читала, поняла, что начала встречать персонажей Достоевского из братьев Карамазовых в реальной жизни, и было очень забавно наблюдать их среди своих знакомых. Взаимоотношения между людьми — это такая вечная тема и, как бы ни менялись наши реалии, все равно у всех одни и те же проблемы в итоге. Поразительно, что за два века ничего не поменялось.
Последнее, что прочитала, это «Авиатор» Водолазкина. Было интересно прочесть, как человек из прошлого смотрит на то, что происходит с современными людьми, как ему трудно поначалу выстроить коммуникацию, потому что у него немного по-другому выстроено мышление, не так, как у современного человека.
В свое время меня очень сильно вдохновила «Поэтика» Аристотеля. Она небольшая, но для меня это было целое открытие, и я бы посоветовала её, особенно тем, кто увлекается написанием сценариев, анализом книг или фильмов.
— Назовите три качества, которые Вы цените в людях?
Первое – честность, потому что это значит, что человек готов брать на себя ответственность и отвечать за свои слова. Это очень важно, и не все могут быть честными до конца. Второе – это открытость и гибкость в мышлении, когда человек не придерживается только одной точки зрения, а готов услышать другого и понять, в чем он был, возможно, неправ, услышать, что есть не только чёрное и белое, но и серое, и бежевое. И третье — это стремление развиваться. Когда человек постоянно узнает что-то новое, с ним интересно общаться. Из этого, собственно, вытекают и гибкость мышления, и ответственность за свои слова.
— Как Вы любите проводить свободное время?
После работы времени у меня пока хватает только на то, чтобы сходить на хоккей. Когда ты после работы, очень сложно найти какие-то силы, чтобы чем-то еще заняться, но радует, что у нас есть полноценные выходные, которые можно провести с пользой для себя. На самом деле, думаю, если есть желание – найдется и время. Еще я люблю гулять, и в выходные, если хорошая погода, очень классно куда-нибудь выехать. Люблю читать и ходить в кино или театр.
— С какими основными трудностями Вы сталкиваетесь на работе?
Довольно изматывающе, когда нужно сделать очень много работы, и на это накладывается на большой поток людей, которым нужно также параллельно помочь. Бывает, идет поток людей с одинаковыми вопросами. Но это всё-таки сезонные трудности, и мы уже знаем, какие вопросы студенты обычно задают в феврале, а какие в ноябре. При этом мне кажется важным умение переключаться, и то, что было на работе, должно оставаться на работе.
— Расскажите, пожалуйста, немного про то, как Вы составляете расписание.
Студенты видят расписание только для своей группы. Но при составлении расписания учитывается множество факторов, которые не всегда очевидны. Во-первых, здесь играет роль занятость преподавателя. Очень важно выстроить его расписание так, чтобы он везде успевал и не вел, например, по семь пар в день. Кроме того, важно понимать, что расписания на разных курсах могут зависеть друг от друга и здесь связующее звено — это именно преподаватель, которому иногда в один день нужно быть на нескольких площадках. Очень важно разводить эти потоки.
Во-вторых, мало кто знает, что расписание даже одного курса одной образовательной программы зависит от другой программы. Одно изменение может затронуть и расписание нашей программы, и расписание других программ.
Студенты и преподаватели видят расписание только со своей стороны, а когда ты видишь всю картину, ты понимаешь, почему это было сделано именно так, и тебе кажется всё понятным. Единственное, что иногда ты можешь что-то не увидеть, как можно было бы сделать лучше, а преподаватели или студенты пишут с вопросом. И тогда ты смотришь и понимаешь, что да, действительно, так будет лучше.
— Что бы Вы пожелали студентам?
Если вы что-то можете сами сделать или изменить что-то, то лучше попробовать это сделать самим, а уже потом обращаться за помощью. Это учит брать на себя ответственность за свои действия. Старайтесь при этом не упускать время, которое у вас сейчас есть. У вас действительно много свободного времени, хотя вам, может быть, кажется, что это не так. Вы поймете это, когда у вас уже будет полноценная работа, поэтому старайтесь не тратить своё время впустую. Много путешествуйте, читайте книги, заводите новые знакомства и развивайтесь в интересных вам темах.
Беседовал Акмаль Таджибаев, участник проекта "Вольная редакция"