• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Политология и мировая политика»

Майнор как экспериментальное благо: Европейское пространство

Всем известно, что Вышка отличается от других университетов, в том числе и междисциплинарностью. Добиться этого не только в исследовательской деятельности, но и в учебном процессе позволило, в частности, введение в 2015 году майноров – дополнительных наборов дисциплин по выбору, которые изучаются студентами второго и третьего курсов. Первокурсникам вскоре выбирать майноры, и поэтому «Вольная редакция» запускает спецпроект «Майнор как экспериментальное благо», посвященный различным майнорам. До конца февраля мы регулярно будем публиковать заметки о каждом из шести уже существующих майноров, а также о трех новых, запускаемых со следующего года. Первым мы коснемся майнора «Европейское пространство: политика, экономика, культура». Но учитывая, что на этот майнор студенты ОП « Политология и мировая политика» записываться не могут, мы позволили себе вольный формат, меньше походящий на инфосправку с мнениями студентов и преподавателей майнора, и взяли интервью у Ивана Григорьева. Иван Сергеевич преподает в рамках майнора курс «Ведение бизнеса в Европе», наглядно показывая, что запустить свое дело на территории Европейского Союза – реально.

– Иван Сергеевич, для начала довольно общий вопрос. В чем особенность курса «Бизнес в Европе»?

– На мой взгляд, особенного в нем то, что его посещают 150 – 180 студентов. Для меня, как для преподавателя, главное отличие курсов друг от друга заключается в том, сколько студентов на них записано.

– Данный курс можно назвать, скорее, теоретическим или прикладным?

– Он должен быть прикладным по задумке, но прикладные курсы лучше всего читают «практики». Я, к сожалению, на собственном опыте всех тягот ведения бизнеса не испытал и, в общем-то, не знаю подробностей того, что надо сделать, чтобы, скажем, ввезти в Польшу фуру отечественного фторопласта и как его потом продавать в Европе, или, например, как маркетинг в Европе соотносится с продажами, – никогда сам этим не занимался, но зато я знаю, как устроена Европа и как работает европейская бизнес-среда. Об этом я сам, в основном, и рассказываю. А чтобы рассказать о более практических вещах, я приглашаю гостей, которые знают, как делается реальный бизнес, – они об этом и рассказывают. Соответственно, курс является прикладным в той мере, в которой приглашенные спикеры делают его прикладным. В этом году он получился довольно практическим, в следующем году он будет даже еще более практическим в том смысле, что гостей будет больше. Я, скорее, объясняю теоретические основы, стараясь делать их не очень теоретическими, разбирая конкретные кейсы. Остальное – работа наших гостей.

– Кто уже успел побывать на лекциях в качестве гостей?

– Например, Артем Гордин из компании «Google». Он работает в проекте по развитию стартапов. Это довольно известная история, что какое-то время назад создатели «Google» решили, что они хотят отделить сам «Google» от того большого числа дополнительных проектов, довольно крупных, которые они создали. Таким образом, возникла компания, которая называется «Alphabet», и в ней есть венчурное подразделение, которое снабжает финансированием стартапы. Также, в принципе, в «Google» интересуются стартапами в том смысле, что если есть начинающий перспективный проект, который ищет себе клиентов, то они помогают наладить коммуникацию. Артем Гордин как раз занимается именно этой деятельностью, поэтому ему приходится довольно много общаться с совсем начинающими предпринимателями (например, он работал с людьми из «Uber»). У нас он рассказывал про стартап-экосистему и о подобных вещах, – одним словом, то, о чем я много слышал, но что сам, своими глазами, никогда не видел. А он хорошо представляет, как все эти механизмы устроены изнутри. Вообще, «Google» – это что-то, что привлекает студентов.

Еще была Екатерина Бурлянд из KPMG – одной из компаний «большой четверки» (так называют четыре самые крупные компании, которые занимаются аудитом, налоговым планированием и подобными вещами). Она рассказывала о том, как российские компании используют европейские юрисдикции для оптимизации налоговой нагрузки, распределения активов внутри холдингов, – то есть, объясняла с более технической точки зрения не очень широко известный, но исключительно востребованный у российского бизнеса сюжет, связанный формально именно с ведением бизнеса в Европе. Для студентов в чем-то такая лекция была даже более полезной, чем, возможно, более популярная лекция Артема Гордина из «Google».

В конце курса выступал Михаил Пеньковский – вице-президент компании «Veeam», глава отдела продаж по Европе, Африке и Ближнему Востоку. Он рассказывал непосредственно о том, как продавать в Европе, упоминал о различных корпорациях, которые составляют клиентскую базу компании, чем отличаются продажи в разных странах, как работают схемы продаж, какие из них лучше или хуже. Это было здорово.

– Удается ли приглашать зарубежных спикеров?

– Удается, но это сложно. Чаще приходится подключать по «Skype», но это не очень удобно, потому что выступающему плохо видно аудиторию: студентов в аудитории довольно много, спикеру их не слышно. Некоторых людей, чьи выступления мне были нужны в курсе, я просто просил записывать коротенькие видео. Например, Марина Демидова, которая работает в Брюсселе в компании, лоббирующей в европейских институтах интересы «Газпрома». Она рассказывала, как она работает со СМИ, занимается улучшением имиджа «Газпрома». В этом году мы только начинали, но в следующем году зарубежных спикеров будет больше.

– Есть ли такие специалисты, которых бы Вам хотелось пригласить в качестве гостей в следующем году?

– Я уверен, что мы позовем тех же людей, с кем уже работали в этом году. В планах пригласить практикующего юриста из Брюсселя, который занимается антимонопольной политикой (что очень важно для бизнеса), и у нас точно выступит помощник европейского комиссара по труду – один из довольно высокопоставленных чиновников Европейской Комиссии, который может подробно рассказать про состояние рынка труда в ЕС и в отдельных странах. Еще, было бы очень интересно позвать кого-нибудь из компании «Балтика»: некоторое время назад ее приобрела компания «Carlsberg», и тут интересно то, как они перестраивали свою внутреннюю организацию, как происходила оптимизация производства по стране, собственно, как произошло её поглощение крупной международной ТНК. Это важная тема, которая имеет серьезное практическое значение.

– Как, на Ваш взгляд, студенты справляются с освоением этой дисциплины?

– Вполне достойно. С другой стороны – сложно сказать: курс довольно большой, и те формы контроля, которые я предлагаю, более практические и интерактивные. Студенты готовят презентации, анализируют бизнес-планы, но пересказом увлекательной европейской фактологии я их не мучаю, так что я почти уверен, что если бы все без исключения пришли на экзамен, я бы не поставил много хороших оценок. Вопросы вроде «В каком году была запущена Европейская транспортная политика?» или «Каким законодательством регулируется деятельность малого и среднего бизнеса на уровне Европейского Союза?» – не сильно сложные, но выучить все это, должно быть, довольно непросто. В общем, по правде сказать, я не уверен, что студенты так уж прямо активно в ходе моего курса такую фактологическую информацию запоминают.

Впрочем, я думаю, что подробное изложение этих сюжетов должно им нравиться, и это, в целом, правильно, что я в конце курса не мучаю их вопросами о том, сколько было попыток принять директиву «Об услугах». Но, наверное, после моего курса ходить и рассказывать все это так же, как я, они не смогут.

– Какие аспекты в ходе изучения курса затрагиваются более подробно?

– Экономические. Студентам-экономистам, может быть, чуть попроще, но я понимаю, что на майнор также приходят востоковеды или юристы, например, и стараюсь объяснять все доступным языком.

– Каков Ваш основной интерес в преподавании данного курса?

– Сама тема довольно прикладная, Европа – крупнейший партнер России. К тому же, я довольно хорошо в ней разбираюсь. Вот такое чудесное стечение обстоятельств.

– Что Вы можете посоветовать студентам майнора, которые серьезно заинтересовались бизнес-перспективами в Европе?

– Определенно ходить на занятия, не пропускать лекции. В принципе, судя по составу выступающих и по тому, что я знаю о ведении бизнеса в Европе, это зачастую не вопрос профильного образования (несмотря на то, что есть области, в которых оно требуется). Это деятельность, близкая к творчеству. В таком случае помогает конкретный опыт, полезно проходить различные практики и стажировки, причем на разных позициях, поработать в продажах – туда довольно легко берут людей. Надо постараться установить хорошие дружеские отношения с другими ребятами в группе, то есть, не замыкаться в какой-то небольшой компании из восьми человек, а постараться подружиться со всеми. Большая часть связей в будущем, – а связи – это очень важная вещь в бизнесе, – возникает из-за того, что кто-то с кем-то учился, сидел за одной партой, болтал в перерыве между лекциями, пил кофе, ожидая преподавателя перед парой, возвращался вместе домой в маршрутке и тому подобное. Социальный капитал – это вполне реальный капитал. Ну и, конечно, надо попробовать поучиться за рубежом, это довольно ценный опыт. Он очень нужен, если люди хотят после учебы в России работать в международных корпорациях и их представительствах.

 

Материал подготовила Полина Малахова,
студентка второго года обучения ОП «Политология»,
член «Вольной редакции» портала