• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Политология и мировая политика»

Политологический путеводитель по «Симпсонам»: первые результаты

 

Работа проекта «Политологический путеводитель по "Симпсонам"», реализуемого группой студентов второго курса ОП «Политология» в рамках проектной деятельности, вошла в решающую стадию. Начиная с февраля ребята раз в месяц пишут небольшие научно-популярные заметки, в которых рассказывают о том, как в знаменитом мультсериале показываются и иллюстрируются базовые политологические и социологические концепты. Первую заметку о социальном капитале для проекта написала Анна Декальчук, преподаватель Департамента и руководитель проекта по «Симпсонам».


«Шоу Щекотки и Царапки» – угроза социальному капиталу в Америке?

Что связывает мультипликационный сериал «Симпсоны» и Роберта Патнэма? Пожалуй, этот вопрос показался бы проще, если бы о Патнэме знало столько же людей, сколько знает об обыкновенной американской семье, живущей в Спрингфилде. И если бы это было так, многие любители мультфильма наверняка бы заметили, что жизнь Симпсонов в небольшом моногородке, придуманная Мэттом Гроунингом, является прекрасной иллюстрацией того, что знаменитый политолог Патнэм назвал упадком социального капитала в Америке.

Что же такое социальный капитал, почему в Америке его все меньше, и причем тут Симпсоны? Ответить на два первых вопроса помогает пример, предложенный самим Патнэмом и заодно давший название исследованию, опубликованному в 2000 году. С определенной долей иронии в книге «Играя в боулинг в одиночку» Патнэм замечает, что сокращение числа любительских лиг по боулингу является плохой новостью не только для владельцев боулинг-клубов, чьи доходы от проведения любительских чемпионатов всегда несравнимо выше того, что они получают от посетителей, приходящих поиграть просто так. На самом деле, намного более серьезным последствием этого, казалось бы, незначительного явления оказывается то, что в обществе нарушаются социальные связи. Социальные сети, возникшие бы между любителями боулинга и воспроизводившиеся бы во время регулярных встреч участников на городских боулинг-турнирах, попросту не возникают. Другими словами, вместе с падением числа любительских лиг боулинга общество становится все более атомизированным и разобщенным, что, в свою очередь, ведет к снижению способности членов общества координировать усилия и взаимодействовать для достижения общего блага.

Конечно, боулинг-лиги – яркий пример, но не единственный. Патнэм отмечает, что схожая динамика сокращения членства характерна и для клубов по бриджу и покеру, и для любительских хоров и оркестров, и для школьных родительских комитетов. Даже в церковь по воскресеньям ходит все меньше и меньше американцев. Но разве не это мы наблюдаем в первом сезоне «Симпсонов», вышедшем в 1989 году?

Жители небольшого Спрингфилда едва ли устраивают соседские барбекю или встречи литературного кружка. Не играют они и в любительских командах по боулингу. Единственным регулярным совместным времяпрепровождением спрингфилдцев оказывается воскресная служба в церкви. И то, мы видим, что Гомер, глава семейства Симпсонов, предпочел бы остаться дома и досмотреть бейсбол вместо того, чтобы слушать преподобного Лавджоя.

Гроунинг не раз намекает на то, что бейсбол, бокс, телесериалы и другие развлекательные программы по телевизору заменяют жителям Спрингфилда и, в первую очередь, Симпсонам, живое общение как внутри семьи, так и с друзьями, соседями, коллегами по работе. Замечает это и Патнэм, в качестве причины падения социального капитала в Штатах называющий индивидуализацию развлечений из-за телевидения. Более того, анализируя динамику сокращения социального капитала в последние полвека, он отмечает и поколенческий аспект, также неразрывно связанный с влиянием телевидения и усиливающий его: на смену поколению, активно вовлекавшемуся в социальные связи на низовом уровне, приходит «ТВ-поколение», для которого развлечения и телевизор практически синонимичны.

Но если политолог Патнэм лишь наблюдает за действительностью и стремится ее объяснить, то мультипликатор Гроунинг может позволить себе изменить социальную реальность жителей Спрингфилда и убрать ТВ из жизни «ТВ-поколения». Именно это и происходит в серии второго сезона «Щекотка, Царапка и Мардж». Озадаченная сценами насилия в мультике, который смотрят ее дети, и их влиянием на подрастающее поколение американцев, Мардж Симпсон, жена Гомера и мама Барта, Лизы и Мэгги, запускает общественную кампанию против насилия в детских телепередачах. После нескольких неудачных попыток Мардж добивается своего: в новых сериях мультика мышь Щекотка и кот Царапка больше не взрывают друг друга, не колотят друг друга киянками и молотками, не взбивают друг друга в блендере. Другими словами, они больше не делают того, что так нравилось в этом мульт-шоу детям Спрингфилда, включая Барта и Лизу.

Потеряв интерес к просмотру мультфильма, дети вдруг вспоминают про то, что помимо телевизора в мире существуют и другие развлечения. Выходя из своих домов и потягиваясь, будто бы проснувшись после долгого сна, они бегут на детские площадки играть в догонялки, качаться на качелях, красить вместе заборы и рыбачить – тоже вместе. Изъяв из жизни детей Спрингфилда телевизор, Гроунинг возвращает им позабытые и, как пишет Патнэм, отживающие свой век, формы развлечений, важнейшей особенностью которых является коллективное участие. Казалось бы, в этот момент в Спрингфилде на игровых площадках и на берегу реки вновь завязываются социальные связи, создаются социальные сети, а, значит, возвращается в жизнь молодого американского поколения и социальный капитал.

Но всякий эксперимент конечен, и все вскоре становится на круги своя. Мардж, осознавшая опасность цензуры, отказывается от борьбы против насилия в «Шоу Щекотки и Царапки»: в мультсериал возвращаются сцены с динамитом и топорами, а вместе с ними и его популярность. И вот уже опустели площадки, стоят недокрашенными заборы, качели едва движимы порывом ветра, а у самого телевизора на полу и диванах в своих домах сидит «ТВ-поколение».

Кажется, что придумывая этот эпизод «Симпсонов», Мэтт Гроунинг создавал мультипликационную иллюстрацию для книги Роберта Патнэма. Несостыковка, однако, состоит в том, что исследование «Играя в боулинг в одиночку» было опубликовано спустя десять лет с момента выхода на экраны этой серии мультсериала, а значит, как художник Гроунинг нащупал и описал проблему значительно раньше, чем политолог Патнэм зафиксировал это явление на эмпирическом уровне и сумел предложить его убедительное объяснение.


Рассмотренные в статье политологические исследования:

Putnam, R. D. (2000). Bowling Alone: The Collapse and Rrevival of American Community. Simon and Schuster.

Putnam, R. D. (1995). Bowling Alone: America's Declining Social Capital. Journal of democracy, 6 (1), 65-78.


Рассмотренные в статье эпизоды:

Эпизод 1-8 «The Telltale Head» (1990).

Эпизод 2-9 «Itchy & Scratchy & Marge» (1990).