• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Политология и мировая политика»

Гайд по исследовательским возможностям для студентов-политологов

Студенты-политологи живут не только насыщенной учебной и внеучебной жизнью, но и активно занимаются исследованиями уже с первых курсов бакалавриата. Рассказываем, куда идти, чтобы реализовать свой исследовательский потенциал.

Гайд по исследовательским возможностям для студентов-политологов

Из архива НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург

На программе «Политология и мировая политика» много дисциплин, которые помогают развивать исследовательские навыки. Например, курсы по методам исследований и научно-исследовательские семинары. Все студенты также пишут курсовые работы на втором и третьем курсе, а также выпускную квалификационную работу. Кроме того, можно пройти практику в каком-либо исследовательском центре – в Вышке или других организациях, а также поучаствовать в исследовательских проектах. Сегодня расскажем о некоторых таких возможностях.

Центр сравнительных исследований власти и управления

Центр появился в 2019 году, его проекты сфокусированы на изучении проблем политического управления и власти в национальных государствах и многоуровневых наднациональных политических системах. На сайте Центра публикуются аналитические материалы, написанные как студентами-практикантами под руководством сотрудников Центра, так и преподавателями Департамента политологии и международных отношений. За время работы Центру удалось реализовать и опубликовать четыре проекта, посвященных проблемам управления и поддержанию стабильности многоуровневых политических систем. В 2022 году ведется работа над исследованием, сфокусированным на способности многоуровневых политических систем обеспечивать доступ, обмен и контроль над информацией.

Причины пройти практику в Центре:

  • академический нетворкинг;
  • опыт организации научных мероприятий;
  • возможность получить обратную связь о своих исследовательских проектах от сотрудников Центра.

Таисия Королева, выпускница 2022 года, проходила практику в Центре

Таисия Королева, выпускница 2022 года, проходила практику в Центре

У меня было два важных критерия при выборе места практики. Это совпадение с темой диплома и интерес к деятельности организации. Так как я писала проектный диплом, я решила, что Центр сравнительных исследований власти и управления подходит мне больше всего. Я и до этого была знакома с деятельностью Центра и очень обрадовалась, когда они объявили, что набирают четверокурсников для прохождения практики.

На практике мне нужно было собрать и подготовить базу данных, а также найти необходимую литературу для будущего исследования. Наверное, самым полезным навыком, который я приобрела, стал поиск и проверка информации. Для нашего исследования было очень важно найти только достоверную информацию, поэтому я научилась дополнительным методам поиска и верификации. До этого мне не приходилось собирать открытые данные из социальных сетей. Мне кажется, практика в Центре сравнительных исследований власти и управления была очень мне полезна. Я имела опыт взаимодействия с разными исследовательскими центрами ВШЭ в рамках проектной деятельности и раньше, но обычно, они не были напрямую связаны с политологией и политическим анализом. Поэтому мне было особенно интересно посмотреть «изнутри», как работает Центр сравнительных исследований власти и управления. Меня очень радует, что в Вышке есть множество научных лабораторий, подходящих под любые исследовательские интересы.

Лаборатория сравнительных социальных исследований

Лаборатория сравнительных социальных исследований (ЛССИ) была основана Рональдом Инглхартом — автором теории модернизации и одним из самых цитируемых социальных ученых. Лаборатория занимается развитием количественной сравнительной социологии в России. Сотрудники ЛССИ изучают проблемы субъективного благополучия, национализма, факторов счастья, неравенства и многие другие темы. Результаты проектов публикуются в ведущих научных журналах.

Причины пройти практику в ЛССИ:

  • возможность стать частью интересного научного проекта;
  • улучшить навыки работы с количественными методами;
  • академический нетворкинг и хороший раздел в резюме.

Никита Сидоров, выпускник 2022 года, проходил практику в ЛССИ

Никита Сидоров, выпускник 2022 года, проходил практику в ЛССИ

Преддипломную практику я хотел пройти в том месте, где я мог бы применить свои навыки и развить новые, а также которое бы выходило за пределы моих текущих исследовательских интересов. ЛССИ я выбрал, во-первых, потому что это известная лаборатория, значит, практика будет хорошо смотреться в резюме. Во-вторых, многие проекты там реализуются с использованием количественных методов исследования, а мне хотелось расширить свои компетенции в области сбора и анализа данных. В-третьих, меня привлек проект Андрея Николаевича Щербака, где он изучает взаимосвязь между улучшением питания и демократизации. На мой взгляд, такие проекты очень интересные, необычные и любопытные. Хотя у ЛССИ есть и более «классические» темы проектов.

На практике я занимался составлением базы данных для нового проекта. Если вам нравится все, что связано с парсингом данных – это в ЛССИ. За стажировку я неплохо прокачал навыки работы в Excel и теперь чувствую себя более уверенным пользователем.

Научно-учебные группы

Научно-учебная группа (НУГ) — это исследовательский коллектив, в который входят ​​студенты, молодые преподаватели и научные сотрудники. Руководит проектами НУГ опытный исследователь, а каждая группа создается на конкурсной основе. В разные годы работы Департамента политологии и международных отношений научно-учебные группы занимались изучением национализма и национальной политики в СССР и России, общественно-консультативных советов, а также бюрократических адаптационных стратегий и реакций целевых групп на реформы. Сейчас на Департаменте работает Научно-учебная группа исследований молодежных советов и других форм общественного участия под руководством Александра Юрьевича Сунгурова.

Причины, почему студентам стоит присоединиться к НУГ:

  • получить опыт работы над коллективным научным проектом;
  • развить навыки исследовательской работы под руководством старших коллег;
  • небольшое финансовое вознаграждение при успешных результатах.

Александра Вайсберг, выпускница 2022 года, участница НУГ

Александра Вайсберг, выпускница 2022 года, участница НУГ

Присоединиться к научно-учебной группе на 2 курсе меня пригласил мой научный руководитель Александр Юрьевич Сунгуров. Тогда я писала курсовую работу про общественный контроль выборов и общественные наблюдательные комиссии, эта тема соответствовала тематике НУГ. Также на 1 курсе у меня получилось опубликовать статью в студенческом научном журнале «Generation PP», возможно, это тоже сыграло свою роль при наборе в НУГ.

Первая НУГ, в которой я участвовала, была посвящена изучению консультативных советов. Такие советы есть при многих органах исполнительной власти. Мы изучали работу общественно-консультативных советов Санкт-Петербурга: оценивали прозрачность их сайтов, анализировали интервью с членами советов, кто-то даже проводил включённое наблюдение их деятельности. Кроме того, в начале мы занимались разработкой и обсуждением теоретической рамки исследования. Например, на одном из первых НУГ я делала небольшой доклад про Advocacy Coalitions Framework, одну из основных концепций, объясняющих изменения политических курсов.

В этом академическом году я присоединилась к НУГ исследований молодежных советов и других форм общественного участия. Фактически она стала продолжением предыдущей НУГ, однако в новой группе сделан больший акцент на вопросах молодёжной политики и цифрового участия. 

В рамках шутки (в которой, конечно, может быть доля правды) могу сказать, что самым запомнившимся моментом работы в НУГ была первая зарплата. При этом в академическом плане важным моментом стало то, что результаты первого года работы НУГ были позитивно оценены экспертами Научного фонда и финансирование проекта было продлено ещё на год. Запоминающимся моментом в моей академической жизни, наверное, было принятие моей статьи к публикации в Вестнике Пермского университета, которому в том числе поспособствовало моё членство в НУГ.

Студенческий журнал «Generation PP», гуманитарно-политологический центр «МОСТ»

«Generation PP» — студенческое научное издание с ежегодными выпусками на разные темы, связанные с политологией и публичной политикой. Цель работы журнала — дать возможность начинающим исследователям опубликоваться в рецензируемом источнике.

Центр МОСТ — молодежная организация, работающая по направлениям гражданского образования, аналитики и исследований. Члены МОСТа записывают просветительские подкасты, выпускают журнал «Generation PP», организовывают конференции и круглые столы и проводят исследования в сфере молодежной политики.

Фокус работы журнала — подготовка ежегодного выпуска статей и докладов. Чтобы опубликоваться в «Generation PP», нужно соблюсти объем, иметь все составные части работы, а сам текст должен пройти двойное слепое рецензирование. К этому процессу привлекаются эксперты из университетов России, кандидаты и доктора наук. По результатам двух отборов редакция выбирает лучшие тексты и публикует их в сборнике, а затем регистрирует в РИНЦ.

МОСТ объединяет студенческие инициативы в области академических исследований и просветительских проектов в одну площадку, где люди, ведущие эти проекты, могут обсуждать, что у них получается и нет, помочь друг другу и вдохновить на новые идеи.

Причины, по которым стоит подать статью в «Generation PP»:

  • определить собственные исследовательские интересы;
  • получить обратную связь от рецензентов и улучшить свое исследование;
  • получить дополнительные баллы за публикацию для поступления в магистратуру.

Причины, по которым стоит прийти в «МОСТ»:

  • экспертные встречи и возможность реализовать собственный исследовательский проект;
  • возможность испытать себя в роли прикладного аналитика или академического исследователя;
  • пройти учебную практику на 3 курсе.

Алина Дмитриева, выпускница 2022 года, редактор «Generation PP», руководительница организации «МОСТ»

Алина Дмитриева, выпускница 2022 года, редактор «Generation PP»,  руководительница организации «МОСТ»

В журнал я попала четыре года назад, когда только поступила на нашу программу. Тогда я подбирала внеучебную активность себе по душе. Так я встретилась с Александром Юрьевичем Сунгуровым, который рассказал о журнале «Публичная политика» и его студенческом спецвыпуске «Generation PP». На «Публичную политику» у редколлегии уходило много сил и времени, из-за чего выпуск «GPP» немного страдал.

У меня часто такое бывает: если тема интересна, в голове сразу возникает пять-десять путей ее дальнейшего развития. А мне действительно понравилась идея журнала и название, в нем два смысла. Отсылка к книге Пелевина, которого я люблю, и отсылка к основному журналу («Public Policy Generation» или «Поколение Публичной Политики»). В общем, я предложила создать отдельную редакцию из студентов, которая будет выпускать журнал с исследованиями студентов: мне казалось это хорошей и логичной фишкой. Пролетело четыре года, журнал обрел большую редакцию, она обновляется каждый год, у нас есть свои отделы, летучки, внутренние методички, а статьи присылают из самых разных регионов. Сейчас журнал живет сам по себе, а я ушла в другой, но связанный проект – гуманитарно-политологический центр «МОСТ».

За четыре года во многих проектах, включая журнал, порой были задействованы одни и те же люди, и в 2020 году у них возникла идея связать все проекты чем-то общим. Так решили зарегистрировать молодежную общественную организацию «МОСТ» или «Молодежную Стратегию». Журнал Generation PP – один из проектов МОСТа. А с весны 2022 года я руководитель организации и мониторю все реализуемые проекты.

Будучи в прямом смысле руководителем организации, я периодически сталкиваюсь с бюрократическими сложностями, что изматывает. Иногда я думаю, зачем мне это все, а потом ребята приносят готовый, просто отличный проект, озвучивают идею, которую в будущем можно подать на конкурс, делятся любыми своими успехами, которые получились отчасти благодаря нашему постоянному общению в МОСТе. И тогда я получаю наивысшую радость — это все не зря, ведь компетенция ребят растет на глазах.