• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с командиром САО "Монолит", студентом 4 курса ОП "Востоковедение" Антоном Зайцевым

В петербургском кампусе Вышки активно ведёт деятельность Студенческий археологический отряд «Монолит». Студенты отряда имеют возможность каждое лето участвовать в настоящих археологических раскопках в далёких от Петербурга местах и, таким образом, получать новые знания, заводить знакомства и путешествовать с пользой. Мы поговорили о деятельности объединения с командиром отряда, студентом 4 курса образовательной программы «Востоковедение» Антоном Зайцевым.

Интервью с командиром САО "Монолит", студентом 4 курса ОП "Востоковедение" Антоном Зайцевым

Антон, расскажи, пожалуйста, как ты попал в студенческий археологический отряд?

Антон: это было довольно случайно, можно даже сказать спонтанно. На втором курсе по вторникам я посещал занятия по исследовательскому майнору. Во втором семестре было много работы по группам, в ходе которой я познакомился со студенткой ОП «История» Валентиной Петровой, которая как бы «случайно» упомянула подготовку к выезду в археологическую экспедицию. Мне стало интересно, и уже в мае я посетил первое собрание. Подготовка была крайне поспешной и скомканной, так что осознание того, что я оказался в студенческом отряде и что это такое, произошло уже в Москве, где нам у памятника студенческим отрядам в МГУ выдали строевки (форма студенческих отрядов). Окончательное откровение произошло уже в ХМАО, когда, можно сказать, бежать назад уже было поздно.

Понравилось ли?

Антон: первый выезд оставил смешанные впечатления. С одной стороны, я получил опыт на промышленных раскопках, познакомился с движением студенческих отрядов, приобрел новых друзей. С другой, сам выезд был слабо организован, первым командным составом (командир и комиссар) было допущено много ошибок, довольно грубых, от работы с кандидатами до взаимодействия с работодателем. На вокзале, как только мы прибыли в Санкт-Петербург, я был в восторге от полученных впечатлений, но позже, когда эмоции поутихли, я начал анализировать все, что было сделано всеми нами, что снизило мой энтузиазм.

Что заставило поехать второй раз?

Антон: как ни странно, я не задумывался о том, чтобы поехать еще раз до того момента, как меня неожиданно на общем собрании выбрали на должность командира отряда. Почему не взял самоотвод? Подумал, что это хорошая возможность попробовать себя в роли руководителя, о чем даже не задумывался прежде. Собственно, был еще один мотив: сделать выезд на раскопки лучше, чем был до этого. Благо, было на чьих ошибках учиться.

Как командирство помогло самореализоваться?

Антон: это придало определенной уверенности, научило ответственности. Оно скорее помогло не столько самореализоваться, сколько открыть в себе что-то новое, пересмотреть некоторые взгляды.

Какие возможности открыл отряд?

Антон: в первую очередь это знакомство и работа с новыми людьми. Каждый человек – целая история, определенный опыт, впечатления и эмоции, которые ты впитываешь и которые влияют на тебя. Это было той возможностью, которую я оценил еще на первом выезде.

Развитие, как личностное, так и получение знаний. Нас часто приглашали на лекции КГИОП, Эрмитаж, сейчас – Ойкумена. Не сказал бы, что это прямо то, что предоставляет отряд, но без всей системы информирования и организации, выстроенной вокруг, я бы, наверное, и не узнал о большей части этих мероприятий.

И, конечно же, знакомство с сотрудниками организаций, занимающихся археологией, в первую очередь Государственного Эрмитажа.

Можно немного подробнее про Эрмитаж?

Антон: в прошлом году мы начали налаживать сотрудничество с отделом археологии Эрмитажа. Тогда было 5 археологических отрядов в Санкт-Петербурге, и на встречу с сотрудниками Эрмитажа были приглашены командиры этих отрядов. Тогда нам про свои экспедиции рассказывали Андрей Николаевич Мазуркевич, Екатерина Владимировна Долбунова и Юлия Владимировна Марченко. В тот день все обменялись контактами, но мне казалось, что эти экспедиции не совсем то, что нам нужно. Но еще через месяц мы все же с Екатериной Владимировной договорились о том, что поедем в ее, Нижнедонскую, экспедицию. С этого и началось наше плодотворное сотрудничество.

Параллельно с этим мы стали активно посещать РХЦ, где помогали археологам. Постоянная готовность помогать, удачный во всех отношениях выезд на раскопки и последующее сотрудничество позволило нашему отряду заработать хорошее имя, отчасти благодаря чему мы смогли глубоко заранее запланировать следующий рабочий сезон.

Приходилось ли тебе жертвовать чем-то ради отряда?

Антон: определенно, самые большие жертвы – свободное время и возможность практики языка в летнее время (что для студента востоковеда было бы незаменимым опытом). По сути, большую часть свободного времени сейчас приходится уделять не только своему отряду, но и системе студенческих археологических отрядов Санкт-Петербурга, в которой я занимаюсь организацией межсезонной трудовой деятельностью. Если назвать это проще, я занимаюсь организацией работы отрядников в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа. Помимо этого, часто приходится помогать с организацией мероприятий, из последних примеров – Образовательный форум студенческих отрядов Санкт-Петербурга, проходивший 17 февраля в Петроконгрессе, где я организовывал археологическую образовательную панель.

Можешь рассказать подробнее об этом мероприятии?

Антон: конечно, это было достаточно интересным опытом во многих отношениях. Мероприятие собрало около 400 человек, была там и администрация Санкт-Петербурга с губернатором. На археологическую образовательную панель записалось 40 человек. Были организованы 3 лекции, один практический тренинг по конфликтам в экспедиции и один круглый стол, на который мы пригласили сотрудников Эрмитажа, Археологической лаборатории СПбГУ, чиновников из КГИОП и сотрудников ИИМК РАН. Последнее мероприятие было особенно продуктивно, так как мы не только смогли заявить о себе потенциальным работодателям, но и договориться со многими о дальнейшем сотрудничестве. Особенно было приято слышать, когда ребята из других отрядов подходили ко мне и говорили: «Кажется, мы нашли экспедицию на лето!». Ради этого все отчасти и затевалось.

Каковы твои дальнейшие планы в студенческих отрядах?

Антон: из ближайшего – я веду занятие на школе командного состава, где буду рассказывать ребятам про оформление проектов на гранты. В более дальней перспективе – вывести Монолит в две экспедиции: Северо-Западную и Нижнедонскую, обе от Эрмитажа и с руководством которых я уже договорился. Очень радует, что в этом году мы смогли заинтересовать много студентов из НИУ ВШЭ, на данный момент они составляют 95% кандидатов. О подобных показателях мы и не могли мечтать 2 года назад, когда этот процент был существенно ниже.



Командир САО "Монолит" Антон Зайцев




Встреча комсоставов САО с сотрудником Государственного Эрмитажа А.Н. Мазуркевичем в рамках Школы командного состава



Командир САО "Монолит" Антон Зайцев на Образовательном форуме студентов Санкт-Петербурга


Беседовала канд. культурологии, доцент Департамена востоковедения и африканистики Н.В. Алфёрова.