Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
08
Июнь

История стран Ближнего Востока

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на усвоение студентами комплекса знаний по истории Ближнего Востока в раннесредневековый период и овладение навыками исторического анализа. Студенты познакомятся с характерными чертами и этапами развития обществ и государств, особенностями социокультурного развития региона. История Ближнего Востока будет изучаться как целостный процесс, включающий в себя цепь взаимосвязанных и взаимозависимых событий, факторов внутреннего развития и внешних влияний. Дисциплина «История стран Ближнего Востока» изучается в 4 модуле на 1 курсе, в 1, 2, 3 и 4 модулях на 2 курсе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами комплекса знаний по истории стран Ближнего Востока в III-X вв.; овладение навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных исторических процессов стран Ближнего Востока.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории изучаемого региона в указанный период.
  • Понимает место и роль отдельных стран Ближнего Востока в региональном и мировом историческом процессе.
  • Применяет современные научные взгляды на исторический процесс; способен проводить исторические сопоставления, выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в государствах и обществах Ближнего Востока в Средние века и явлениями всемирной истории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс. Тема 1. Ближний Восток на рубеже Древности и Средневековья (III-VII вв.).
  • 1 курс. Тема 2. Образование халифата (VII в.).
  • 2 курс. Онлайн-курс.
  • 2 курс. Тема 3. Омеййадский халифат (VII-VIII вв.).
  • 2 курс. Тема 4. Аббасидский халифат (VIII-XII вв.).
  • 2 курс. Тема 5. Ближний Восток в позднее Средневековье (XII-XV вв.).
  • 2 курс. Тема 6. Османская империя.
  • 2 курс. Тема 7. Иранские и тюрко-монгольские династии в Средние века.
  • 2 курс. Тема 8. Ближний Восток в Новое время.
  • 2 курс. Тема 9. Арабские страны в Новейшее время.
  • 2 курс. Тема 10. Иран и Турция в Новейшее время.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1 курс. Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Продолжительность доклада – не более 20 минут. Преподаватель может установить продолжительность доклада и его обсуждения для каждого семинара в отдельности или для всех семинаров единообразно, сообщив об этом студентам не позднее, чем за 5 дней до предстоящего семинара.
  • неблокирующий 1 курс. Работа на семинаре
    Осеминар - среднее арифметическое оценок за работу на каждом семинаре, максимум 5 баллов, при переводе в 10-балльную систему каждый балл приравнивается к двум баллам: 1=2, 2=4, 3=6, 4=8, 5=10. Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме.
  • блокирующий 1 курс. Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста по окончании 4 модуля. До начала сессии преподаватель сообщает количество и формат вопросов, а также время, которое выделяется для ответов на вопросы, и количество баллов за каждый правильный ответ, например: Тест состоит из 10 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 30 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, округленной арифметически. Оценка за экзамен является блокирующей. В случае получения неудовлетворительной оценки за экзамен, оценка за промежуточную аттестацию в четвертом модуле, а также окончательная оценка по дисциплине (итоговый контроль) считается неудовлетворительной и приравнивается к оценке за экзамен.
  • неблокирующий 2 курс. Работа на семинаре
    Осеминар - среднее арифметическое оценок за работу на каждом семинаре, максимум 5 баллов, при переводе в 10-балльную систему каждый балл приравнивается к двум баллам: 1=2, 2=4, 3=6, 4=8, 5=10. Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме.
  • блокирующий 2 курс. Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста по окончании 1 и 4 модулей. До начала сессии преподаватель сообщает количество и формат вопросов, а также время, которое выделяется для ответов на вопросы, и количество баллов за каждый правильный ответ, например: Тест состоит из 10 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 30 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, округленной арифметически. Оценка за экзамен является блокирующей. В случае получения неудовлетворительной оценки за экзамен, оценка за промежуточную аттестацию в первом модуле, а также окончательная оценка по дисциплине (итоговый контроль) считается неудовлетворительной и приравнивается к оценке за экзамен.
  • неблокирующий 2 курс. Работа на семинаре
    Осеминар - среднее арифметическое оценок за работу на каждом семинаре, максимум 5 баллов, при переводе в 10-балльную систему каждый балл приравнивается к двум баллам: 1=2, 2=4, 3=6, 4=8, 5=10. Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме.
  • неблокирующий 2 курс. Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Продолжительность доклада – не более 20 минут. Преподаватель может установить продолжительность доклада и его обсуждения для каждого семинара в отдельности или для всех семинаров единообразно, сообщив об этом студентам не позднее, чем за 5 дней до предстоящего семинара.
  • блокирующий 2 курс. Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста по окончании 1 и 4 модулей. До начала сессии преподаватель сообщает количество и формат вопросов, а также время, которое выделяется для ответов на вопросы, и количество баллов за каждый правильный ответ, например: Тест состоит из 10 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 30 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, округленной арифметически. Оценка за экзамен является блокирующей. В случае получения неудовлетворительной оценки за экзамен, оценка за промежуточную аттестацию в четвертом модуле, а также окончательная оценка по дисциплине (итоговый контроль) считается неудовлетворительной и приравнивается к оценке за экзамен.
  • блокирующий 2 курс. Тест
    Письменный тест, состоит из 10 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 30 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * 1 курс. Работа на семинаре + 0.3 * 1 курс. Доклад на семинаре + 0.4 * 1 курс. Экзамен
  • 2025/2026 1st module
    0.5 * 2 курс. Работа на семинаре + 0.5 * 2 курс. Экзамен
  • 2025/2026 4th module
    0.2 * 2 курс. Доклад на семинаре + 0.3 * 2 курс. Работа на семинаре + 0.2 * 2 курс. Тест + 0.3 * 2 курс. Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sadr, S. K. (2016). The Economic System of the Early Islamic Period : Institutions and Policies. [New York]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1236425

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История Востока с древнейших времен до начала XX века : Учебное пособие, Алаев, Л.Б., 2014

Авторы

  • Илюшина Милана Юрьевна