• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основы этнопсихологии

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты получат представление об основных теориях и направлениях в этнопсихологии, смогут ориентироваться в методологии этнопсихологических исследований, познакомятся с особенностями формирования психических явлений народов Азии и Африки, смогут проанализировать влияние этнической культуры как психологического феномена на систему взаимоотношений различных народов. В ходе освоения дисциплины осуществляется текущий контроль в форме тестов и доклада по выбранной теме. Промежуточная аттестация включает в себя оценку за экзамен, и оценки текущих элементов контроля по формуле расчета.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам базовую ориентацию в теоретических и практических знаниях по этнопсихологии, особенностях психики народов Азии и Африки, показать основные психические процессы в контексте культур.
  • Познакомить студентов с историей становления и формирования этнической психологии как области научного знания, основными проблемами, методами и методологией в соответствии с фундаментальными методологическими принципами современной науки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятие «субъективная культура».
  • Знает понятие конфликта, причины и способы снятия напряжения в межэтнических конфликтах.
  • Знает предмет и основные понятия этнопсихологии.
  • Ориентируется в методологии этнопсихологических исследований.
  • Ориентируется в понятиях «психический состав этноса», «национальный характер», «национальный темперамент».
  • Проводит аргументированные различия между восточной и западной картинами мира, индивидуализмом и коллективизмом.
  • Проводит различия в системе ценностных ориентаций различных народов.
  • Разбирается в основных теориях и направлениях этнопсихологии.
  • Знает основные психические процессы в контексте культур, критерии культурной вариативности поведения, когнитивные особенности в разных культурах.
  • Умеет выявлять защитные механизмы и понимать их причины.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет и основные понятия этнопсихологии. Понятие этноса и нации. Основные теории и направления в этнопсихологии. Методология этнопсихологических исследований.
  • Тема 2. Восточная и западная картины мира. Индивидуализм и коллективизм. Система ценностных ориентаций различных народов.
  • Тема 3. Основные психические процессы в контексте культур. Культурная вариативность поведения. Типы мышления и культура. Восприятие времени и пространства у различных народов. Проблемы общения в контексте этнопсихологии.
  • Тема 4. Психический состав этноса. Национальный характер. Национальный темперамент. Этническое самосознание и этническая идентичность. Этнические стереотипы, их структура и содержание.
  • Тема 5. Этнические установки. Защитные механизмы. Локус контроля у различных народов.
  • Тема 6. Межэтнические конфликты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест на семинаре
    Тесты, выполняемые на семинарских занятиях, состоят из 10 вопросов: на выбор одного или нескольких правильных ответов, определения, раскрытия термина, краткой характеристики. Если тест не был выполнен на семинарском занятии, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой письменный тест, состоящий из 5 открытых вопросов строго по темам лекций (название, определение, перечисление). Оценка снижается за фактические ошибки, неточности, нарушение логики, неграмотное изложение материала, неполное раскрытие вопроса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.3 * Тест на семинаре + 0.3 * Доклад + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лебедева, Н. М.  Этнопсихология : учебник и практикум для вузов / Н. М. Лебедева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 491 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02318-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469101 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Почебут, Л. Г.  Кросс-культурная и этническая психология : учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07908-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468715 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Хотинец, В. Ю.  Этническая идентичность и толерантность : учебное пособие для вузов / В. Ю. Хотинец. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13109-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473493 (дата обращения: 28.08.2023).