• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История восточных цивилизаций

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой взгляд на народы Ближнего и Дальнего востоков с позиции цивилизационного подхода. Любая цивилизация – это, прежде всего, набор ценностей, которые разделяют представители одного отдельно взятого народа, то, что создает их общее мировоззрение. Соответственно, для формирования представлений об основополагающих особенностях восточных культур и их разнообразии необходимо рассмотреть этапы зарождения и оформления ценностей: где, когда и при каких условиях они появились, а также каковы их специфические черты, характерные для того или иного народа. Курс не предполагает рассмотрение современности, а фокусируется именно на начальных этапах рождения и развития цивилизаций. Данный курс занимает два модуля, где во 2 модуле внимание уделяется цивилизациям Ближнего Востока: Древний Египет, Древняя Месопотамия, Сиро-Палестинская цивилизация, цивилизация древней Южной Аравии и Тюркская цивилизация, а в 3 модуле изучается Дальний Восток: Древнеиндийская цивилизация, Древний Китай, древние цивилизации Юго-Восточной Азии, древняя Корея и древняя Япония. Курс включает в себя лекции преподавателей, а также обязательное изучение научной литературы по теме курса. В рамках данного курса формами текущего контроля являются: доклад на семинаре на одну из предложенных тем, оценка за опросы на семинарах; форма промежуточной аттестации: экзаменационный тест в конце каждого модуля.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у обучающихся представления о том, что такое цивилизация в целом и восточные цивилизации в частности, понимание их неоднородности и уникальности.
  • Формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и развития восточных цивилизаций, знакомство с проблемами периодизации истории Азии и Африки.
  • Знакомство студентов с основными источниками и исследованиями по истории цивилизаций Азии и Африки.
  • Формирование у студентов устойчивых знаний истории Азии и Африки в древности.
  • Овладение навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных, исторических процессов в Азии и Африке на основе источников и исследовательской литературы.
  • Развитие способности использовать знания истории и культуры стран региона для понимания социально значимых проблем современного мир.
  • Развитие у студентов навыков письменного и устного изложения исторического материала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет методикой исторического анализа.
  • Владеет навыками работы с научными источниками, их анализа и интерпретации.
  • Владеет основами применения компьютерной техники и информационных технологий.
  • Владеет приёмами ведения дискуссий и методами убеждения.
  • Знает закономерности исторических процессов, их особенности и специфику в восточных цивилизациях.
  • Знает основной круг источников и литературы по курсу, выделять в них ключевую информацию.
  • Знает основные положения теоретических концепций современного востоковедения и способы их применения к изучению стран Востока.
  • Знает основные этапы исторического развития восточных цивилизаций, ключевые даты, важнейшие персоналии, базовые понятия по тематике курса.
  • Знает особенности цивилизационного подхода.
  • Знает роль и место восточных цивилизаций в мировом историческом процессе.
  • Умеет выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в изучаемом регионе и явлениями всемирной истории.
  • Умеет излагать устно и письменно (в форме доклада, ответов на вопросы во время семинаров и экзаменов) базовые знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
  • Умеет охарактеризовать важнейшие черты политического, экономического, социального и культурного развития различных восточных цивилизаций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Современные теории цивилизаций.
  • Раздел 2. Цивилизация Древнего Египта.
  • Раздел 3. Цивилизации Ближнего Востока в древности.
  • Раздел 4. Тюркская цивилизация.
  • Раздел 5. Древнеиндийская цивилизация.
  • Раздел 6. Китайская цивилизация.
  • Раздел 7. Древние цивилизации Юго-Восточной Азии.
  • Раздел 8. Корейская цивилизация.
  • Раздел 9. Японская цивилизация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклады на семинарах
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах представляет собой участие в устных и письменных опросах по обязательной и дополнительной литературе и дискуссиях на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет собой подробное знакомство с литературой к семинарам, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
  • блокирующий Контрольный тест
    Контрольный тест пишется в конце 2-го модуля. Контрольный тест представляет собой онлайн тест в системе Smart LMS, состоящий из 30 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопросы с открытым ответом, которые составлены по материалам лекций и семинаров. Время ответа – 30 минут. Основанием для снижения оценки является: выбор неправильного ответа на вопрос, неполное раскрытие поставленного вопроса, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий. Оценка по данному виду контроля является блокирующей: полученная неудовлетворительная оценка (1, 2 или 3) по результатам теста приравнивается к оценке за работу во 2 модуле.
  • неблокирующий Экзамен в 3 модуле
    Экзаменационный тест пишется в конце 3-го модуля. Экзамен представляет собой письменный тест, состоящий из 30 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопросы с открытым ответом, которые составлены по материалам лекций и семинаров. Время ответа – 30 минут. Основанием для снижения оценки является: выбор неправильного ответа на вопрос, неполное раскрытие поставленного вопроса, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Формула оценки работы во 2 модуле: МО = 0,4*Оср. + 0,6*От.2, где: МО – оценка за работу во 2 модуле; Оср. – среднее арифметическое оценок за семинары во 2 модуле; От.2 – контрольный тест во 2 модуле. Формула результирующей оценки: РО= 0,4*МО +0,4*(0,4*Оср.3 + 0,6*От.3)+ 0,2*Од., где: РО – результирующая оценка; МО – оценка за работу во 2 модуле; Оср.3 – среднее арифметическое оценок за семинары в 3 модуле; От.3 – оценка за экзаменационный тест в 3 модуле; Од. – оценка за доклад.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alan B. Lloyd. (2010). A Companion to Ancient Egypt. Wiley-Blackwell.
  • Brindley, E. (2015). Ancient China and the Yue : Perceptions and Identities on the Southern Frontier, C.400 BCE–50 CE. Cambridge University Press.
  • K. Henshall. (2012). A History of Japan : From Stone Age to Superpower: Vol. 3rd ed. Palgrave Macmillan.
  • Xiaorong Han, K. H. (2004). Who Invented the Bronze Drum?Nationalism, Politics,and a Sino-Vietnamese Archaeological Debate of the 1970s and 1980s. Asian Perspectives: Journal of Archeology for Asia & the Pacific, 43(1), 7–33. https://doi.org/10.1353/asi.2004.0004
  • Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Assmann, J. (2005). Death and Salvation in Ancient Egypt. Cornell University Press.
  • Lichtheim, M. (1992). Maat in Egyptian Autobiographies and Related Studies. Universitätsverlag / Vandenhoeck & Ruprecht.
  • Moreno Garcia, J. C. (2019). The State in Ancient Egypt : Power, Challenges and Dynamics. Bloomsbury Academic.