• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория конфликта в контексте развития стран современного Востока

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
5-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов-востоковедов знаний о методологии анализа конфликта и об альтернативных технологиях предупреждения и управления конфликтами и поддержания мира. В результате освоения курса студенты получат представление о теоретических принципах конфликтологии и ее понятийном аппарате, а также изучат практические модели анализа конфликтов и технологии урегулирования конфликтов в странах Ближнего Востока и Восточной и Юго-Восточной Азии. Курс дает возможность студентам развить способности анализировать и интерпретировать конкретные конфликтные ситуации в сфере этнических, экономических, социальных конфликтов в странах Азии. В конце курса предполагается экзамен. Формы текущего контроля: эссе, доклад, работа на семинарах, тесты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина дает представление о развитии классической конфликтологии и современных тенденциях конфликтологического знания. Дисциплина направлена на формирование у студентов представления о теоретических и прикладных возможностях конфликтологии в контексте изучения стран Востока.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные теоретические понятия, применяемые в ходе анализа социальных конфликтов, основные концепции анализа конфликтов, а также основные вехи формирования конфликтологии как науки.
  • Cпособен проводить исследования значимых научных проблем в области конфликтологии на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования конфликтов.
  • Способен проводить исследования значимых научных проблем в области конфликтологии на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования конфликтов.
  • Готов к проведению прикладных и стандартных конфликтологических исследований, анализу и обобщению полученных результатов исследования применительно к исследуемым конфликтам стран изучаемого региона.
  • Умеет применять методологический аппарат конфликтологии к реально существующим и развивающимся конфликтам в странах изучаемого региона.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общетеоретические, философские подходы к анализу конфликта
  • Тема 2. Методологические характеристики научного анализа конфликта. Система основных законов и категорий в методологии анализа конфликта
  • Тема 3. Основные классические и современные тенденции в подходах к анализу конфликта
  • Тема 4. Проблематика применимости западного конфликтологического аппарата к конфликтам в странах Ближнего и Дальнего Востока
  • Тема 5. Проблемы междисциплинарного подхода к рассмотрению политических и социальных конфликтов на Ближнем и Дальнем Востоке
  • Тема 6. Социологический подход к анализу социальных и политических конфликтов и его применимость к конфликтам в странах Ближнего Востока. Case-study
  • Тема 7. Социологический подход к анализу социальных и политических конфликтов и его применимость к конфликтам в странах Дальнего Востока. Case-study
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Темы докладов на выбор предлагаются студентам на первой лекции. Доклад представляет собой заранее подготовленное устное выступление студента перед аудиторией (группой); он включает в себя помимо содержания, плана, целей, задач, фактологического материала и выводов также иллюстрации (схемы, карты, фотографии и т.п.), по возможности самостоятельные суждения студента. В презентации обязателен перечень источников и исследований, использованных при его подготовке. При подготовке доклада с мультимедийной презентацией студенту следует учесть следующие рекомендации: - Презентация является вспомогательным средством при публичном выступлении, то есть не следует переносить всю речь доклада на слайды; следует избегать мелкого шрифта и длинных предложений. - В начале доклада надо рассказать о его структуре (отдельный слайд с содержанием доклада), объяснить важность темы доклада, поставить исследовательский вопрос, в конце выступления – делаются выводы и представляются вопросы для возможной дискуссии; - Слайды презентации должны быть выполнены в едином стиле; - Во время выступления нельзя читать текст со слайдов или с листа, необходимо поддерживать зрительный контакт с аудиторией.
  • неблокирующий Контрольные тесты
    Письменный опрос студентов представляет собой прохождение теста по обязательной к семинарам литературе в системе SmartLMS.Тестирование проходит в день семинара или не позднее чем на следующий день после проведения семинара. Всем студентам предлагается один вариант теста по статье к семинару. Статьи сообщаются студентам не позднее, чем за неделю до семинарского занятия. Вопросы теста закрытые, с одним вариантом ответа.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой мини-рассуждение. В эссе обязательны собственные аргументированные рассуждения студентов, их видение проблематики и их собственное отношение. Эссе пишется в ходе курса. Темы эссе предлагаются студентам на первой лекции, последний срок сдачи эссе – не позднее, чем за неделю до периода сессии. Эссе должно быть написано с использованием дополнительной литературы. Студент может обратиться к преподавателю для рекомендации по литературе и/или за самими статьями.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Студент обязан добросовестно относиться к изучению материалов курса и уметь устно, в ходе семинарского занятия, пользоваться аргументацией из предлагаемой литературы и/или собственного научного опыта.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине проводится устно в период сессии. В билет включается два вопроса. Время на подготовку – 30 минут. Студент может пользоваться конспектами или иными материалами в ходе подготовки, однако сдает преподавателю лист черновика подготовки к ответу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.2 * Контрольные тесты + 0.1 * Работа на семинарах + 0.3 * Доклад + 0.2 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • North, D. C., Weingast, B. R., & Wallis, J. J. (2009). Violence and Social Orders : A Conceptual Framework for Interpreting Recorded Human History. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273785

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Здравомыслов, А. Г. Поле социологии в современном мире [Электронный ресурс] / А. Г. Здравомыслов; под общ. ред. Н. И. Лапина. - М.: Логос, 2010. – 408 с. - ISBN 978-5-98704-466-7.
  • Лапин, Н. И.  Социология. Хрестоматия в 2 т. Том 1 : учебное пособие для вузов / Н. И. Лапин, А. Г. Здравомыслов ; под общей редакцией Н. И. Лапина ; переводчик В. Г. Кузьминов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 434 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09593-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471292 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Лапин, Н. И.  Социология. Хрестоматия в 2 т. Том 2 : учебное пособие для вузов / Н. И. Лапин, А. Г. Здравомыслов ; под общей редакцией Н. И. Лапина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 266 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09595-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471296 (дата обращения: 28.08.2023).