• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в востоковедение

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются как позитивные, принятые в Российской научной школе, так и критические взгляды на востоковедение как самостоятельную научную дисциплину, характерные для ряда представителей российской, европейской и североамериканской научной эпистемы. Главная задача курса – расширить образовательный и научный кругозор обучающегося, познакомив его с общевостоковедной проблематикой в сфере образования и научных исследований. На практике это выражается в том, что учащийся получает уникальную возможность овладеть компетенциями междисциплинарного анализа, дополнить их компетенциями межрегионального и мультирегионального исследования в масштабах всего азиатско-африканского ареала. Специфика курса состоит в том, что он может быть предназначен как для широкого круга востоковедов различных профилей, так и для представителей отдельных востоковедных специальностей. В последнем случае применяется модульная система изложения курса, когда значительный сегмент учебного материала переносится в сферу самостоятельной работы студентов, а концентрированно рассматриваются те аспекты востоковедения, которые имеют отношение к профилю, изучаемому учащимся.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-востоковедов первого курса с методологическими основами научной дисциплины «Востоковедение и африканистика» согласно модели, которая принята в Российской Федерации.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Грамотно использует терминологию гуманитарных наук.
  • Знает основы междисциплинарного анализа как важнейшего метода востоковедного знания.
  • Знает основные социально-значимые проблемы, связанные с особенностями стран Азии и Африки.
  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировую историю, культуру, философию, а также контактах и взаимовлиянии России и Востока в области истории, религии, культуры.
  • Имеет навыки работы в коллективе и участия в научной дискуссии.
  • Умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу.
  • Осваивает основные этапы истории стран Востока и особенности культурных явлений, положения восточной философии и демонстрирует способность критически оценивать и рационально использовать полученные знания в профессиональной и личностной коммуникации.
  • Демонстрирует способность толерантно воспринимать религиозные и этические нормы и взаимодействовать с адептами различных религиозных и философских учений.
  • Применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития стран Востока.
  • Использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам, использует специальное программное обеспечения для подготовки презентации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Востоковедение как комплексная наука. Современная парадигма востоковедного научного знания. Зеленев Е.И. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).
    Понятие «парадигма научного знания» (Т.Кун), и его применение к востоковедению. Генезис востоковедной парадигмы научного знания. Общества Азии и Африки как объект научного изучения востоковедения. Востоковедение – надотраслевая наука, имеющая своими отличительными чертами междисциплинарность, мультидисциплинарность. Классическое востоковедение, современное востоковедение, прикладное востоковедение. Критика Эдвардом Саидом ориентализма. Ориентализм и востоковедение. Языкознание и текстология как фундаментальные основы современного востоковедения. С.Хантингтон о «цивилизациях Востока». Современные концепции геокультуры и мир-системный анализ.
  • Геополитические и геокультурные методы в востоковедных исследованиях. Зеленев Е.И. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).
    Понятие геокультуры (И.Валлерстайн) и его производные. Содержание понятий политическая культура, политический процесс, политика. Пространственный подход к анализу политических процессов – геополитика. Отрасли геополитического знания: теоретическая геополитика, прикладная (практическая) геополитика, история геополитической мысли и др. Геополитическое моделирование пространства и геокультурное моделирование пространства – общие черты и принципиальные различия. Современное содержание понятия геостратегия. Общие представления об основных направлениях развития геополитической теории, школы геополитики. Кризис геополитики в сфере регулирования политическими процессами в XXI в. Хронокультура VS геополитика.
  • Страны Азии и Африки в мировой истории. Илюшина М.Ю. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).
    Традиция историописания на Востоке. Понятие «исторический источник». Изучение источников как основа востоковедного исследования. Историография и вспомогательные исторические дисциплины в востоковедении. Формационный и цивилизационный подход к изучению истории Востока. Современная методология востоковедно-исторических исследований.
  • Востоковедение и международные отношения. Соболева Е.Д. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).
    Основные теории международных отношений: реализм, либерализм, конструктивизм, (нео)марксизм: идеи и теоретики. Основные проблемные вопросы в международных отношениях и подходы к их изучению. Вопросы войны и мира. Сотрудничество в области безопасности. Миротворчество и управление конфликтами. Национализм и этнические проблемы. Международная торговля и финансы. Международное развитие и проблема прав человека.
  • Востоковедение и языкознание. Мамедшахов Р.Г. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).
    Лекция посвящена пересечению двух вышеназванных областей культуры в историческом и содержательном аспектах. Кратко рассматривается относительность терминов "Восток", "Востоковедение" в Европе, России и так называемых "восточных" странах в их связи с языком. Будет обсуждаться место, которое в этой области занимал язык, облик восточного языкознания, различные его составляющие части в регионально обусловленные исторические периоды его развития. Кратко будет показано, что основные сдвиги в этой области происходили под влиянием изменений в европейских науках и научных школах. Завершается лекция обсуждением положения дел в восточном языкознании в настоящее время, существующих проблем, текущих задач и возможных перспектив развития.
  • Мировой литературный процесс и литературы Востока. Образцов А.В. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).
    Данный раздел курса предполагает ознакомить обучающихся со следующими аспектами изучения предмета: Что такое литература? Происхождение термина и историческая изменчивость данного понятия. Разница в понимании «литературности» на Востоке и на Западе. Критерии художественности литературных произведений. Основные методы изучения литературы: герменевтический и поэтологический. Литература как текст культуры. Понятия «мировая литература» и «мировой литературный процесс». Включенность современных литератур народов и стран Востока в «мировой литературный процесс».
  • Культуры и искусства народов Востока. Алфёрова Н.В. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).
    Формирование основных центров мировых культур. Вопросы периодизации истории культур и искусств народов Востока. Особенности эстетических представлений и художественных достижений культур Востока. Традиционные, объединяющие и своеобразные черты, присущие искусству Востока. Примеры взаимовлияния культур Востока и Запада. Проблемы исследования искусства стран Востока.
  • Востоковедение и религиоведение. Восток – родина мировых религий. Французов С.А. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов)
    Роль востоковедных исследований в развитии религиоведения. Восток как родина мировых религий и основных национальных религий– восточное христианство, ислам, иудаизм, буддизм, зороастризм и др. Религиозная карта мира, религиозное сознание и светские идеологии, секуляризация общественного сознания в новое и новейшее время. Влияние религий на политические процессы в странах Азии и Африки. Социальные функции религии и их специфические формы проявления в странах Азии и Африки.
  • Регионы и субрегионы Азии и Африки. Регионализация как метод исследования. Алексеев А.К. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).
    Основной задачей, решаемой в данной лекции, определяется формирование у студентов, обучающихся по дисциплине «Введение в востоковедение», представлений о регионах и субрегионах Востока, а также о регионоведении, как сравнительно новой области знаний, основанной на принципе междисциплинарности. В лекции рассматриваются проблемы глобализации и регионализации в контексте новейших изменений в системе международных отношений, преобразования границ устоявшихся регионов. В рамках лекции в исторической ретроспективе рассматривается терминологический аппарат, даются характеристики основным регионам Азии и Африки (регион, субрегион, историко-культурный регион (ИКР), историко-культурная область (ИКО), Восток, Древний Восток, Средиземноморье, Ближний Восток, Дальний Восток, Средний Восток, афро-азитский регион, Евразия, Африка южнее Сахары, Западная Африка, Восточная Африка, Центральная Африка, Тропическая Африка, Южная Африка, Передняя Азия, Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Центральная Азия, Средняя Азия, Туркестан, Южный Кавказ, Северный Кавказ и др.), отдельное внимание предполагается уделить региональным организациям АСЕАН, ШОС и др.
  • Прикладное востоковедение. Вуль Н.А. (лекции – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа).
    Две ветви «нормальной» науки: фундаментальная наука; прикладная наука. Понятие прикладной науки, как области знания, использующей теоретические положения фундаментальной науки для решения практических задач. Размытость границ фундаментального и прикладного аспекта в современном востоковедении. Роль и значение прикладных исследований в востоковедении. Основные этапы истории прикладного востоковедения в России. Прикладное востоковедение в истории военной службы. Прикладное востоковедение в истории миссионерской службы. Современное прикладное востоковедение.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    На всех семинарах студент должен пройти тест. Тесты состоят из 10 вопросов на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнение пропуска, раскрытия термина, определения даты. Тесты должны быть выполнены в срок, указанный преподавателем дисциплины. Если тест не был пройден в указанный срок, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест. Итоговая оценка по данному виду контроля выставляется как среднее арифметическое оценок за пройденные тесты. Оценка за тест объявляется на следующем семинаре.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен – 60 минут. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции и велись семинарские задания. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 50 вопросов (5 вопросов на каждую тему курса). Оэкз= Сумма полученных баллов*0,2 Максимальная оценка за экзамен — 10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Тест + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Naumkin, V. V. (2004). Russian Oriental Studies : Current Research on Past & Present Asian and African Societies. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=133007
  • Oxford handbook of the international relations of Asia / edited by Saadia M. Pekkanen, John Ravenhill and Rosemary Foot. (2014). New York, NY [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.414586344

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алпатов В. М., Крылов С. А.-ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-452-Авторский учебник-978-5-534-04735-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-lingvisticheskih-ucheniy-437064
  • Васильев Л. С.-ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-360-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-00069-6, 978-5-534-00070-2, 978-5-534-01687-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-1-438132
  • Мутагиров Д. З.-ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-439-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-07059-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-i-teoriya-mezhdunarodnyh-otnosheniy-mezhdunarodnye-politicheskie-instituty-442130