• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусствоведение

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль

Преподаватель


Королев Александр Валерьевич

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина способствует формированию универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно реализовать себя в научной и практической сферах деятельности, способствующих его социальной мобильности и востребованности на рынке труда. Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть русским и английским языками и освоить следующие дисциплины: Введение в востоковедение, Социальная антропология Востока, История восточных цивилизаций, История изучаемого региона. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: История искусств стран Востока, Галеристика, Музейные коллекции и памятники культуры на Ближнем Востоке, Музейные коллекции и памятники культуры в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, Литература стран Ближнего Востока, Литература стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Современное искусство стран Востока.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления об истории искусств и целях научных методов изучения искусства; показать место искусствознания в системе гуманитарных наук.
  • Сформировать представление об истории становления искусствознания как науки; выработать и развить способность понимания важнейших процессов мировой истории искусств.
  • Развить способность использовать принципы основных методов научного изучения искусства в профессиональной и исследовательской деятельности; выработать навыки анализа произведений мирового искусства.
  • Выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению исторических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока; развивать умение использовать основы искусствоведческой методологии и строить искусствоведческий анализ для описания различных культурных памятников; способствовать развитию умений проводить анализ историко-культурного развития различных регионов и стран.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Грамотно использует искусствоведческую и культурологическую терминологию.
  • Знает важнейшие этапы истории искусств и культурных процессов народов изучаемого региона, имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы.
  • Знает основы музейного и галерейного дела, связанные с особенностями культур народов стран Азии и Африки.
  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
  • Имеет навыки работы в коллективе и участия в научной дискуссии; умеет применять искусствоведческий анализ при исследовании памятников стран Востока.
  • Умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу.
  • Осваивает основные культурологические и искусствоведческие методы и демонстрирует способность рационально использовать знания об искусстве стран Востока в профессиональной и личностной коммуникации; применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития и формирования искусств Востока.
  • Использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам, использует специальное программное обеспечения для подготовки презентации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История искусства как наука
    Цели и задачи искусствоведческого подхода к искусству и понятие метода. Место искусствознания в системе гуманитарных наук. Периодизация истории искусства и ее основные понятия (понятие произведения искусства, жанра, направления, национальной школы, понятие стиля). Предыстория научного изучения искусства. Античность. Идея произведения искусства как чуда света. Экфрасис – первый опыт описания искусства. Проблематика художественного шедевра тогда и сейчас. Ренессанс. Идея истории искусства как истории художников. Труды Джорджо Вазари и Карела Ван Мандера, их историческая и эстетическая ценность. Идея мастерства и личной гениальности в прошлом и настоящем.
  • Эпоха Просвещения и идея истории искусства как самостоятельной дисциплины
    Винкельман и его книга «История искусства древности». Первый опыт разработки категории стиля. Понятие классицизма – образцового искусства. Судьба классицизма в истории западноевропейского и русского искусства от 17 века до современности. История рецепции античного искусства в европейской культурной традиции от средневековья до современности. Актуальность идей классицизма для европейской культуры нового и новейшего времени. Эпоха Просвещения и возникновение художественной критики. «Салоны» Дени Дидро. Функции и методы художественной критики в прошлом и настоящем. Типы изданий об искусстве. Образцы художественной критики разных эпох (Бодлер, Владимир Стасов, Александр Бенуа, Николай Пунин, Аркадий Ипполитов). Отношение художественной критики к научному изучению искусства.
  • Становление научного искусствознания
    Становление научного искусствознания в трудах Генриха Вельфлина. Идея истории искусства как истории национальных школ и исторических стилей. Определение временных (ренессанс и барокко) и пространственных (Италия, Германия) координат искусства. Возможности использования основных понятий истории искусства для анализа и интерпретации произведений. Критика идей Вельфлина другими авторами.
  • Иконология
    Иконология Эрвина Панофского. Поиск исследовательских возможностей вне категорий стиля. Объяснение искусства как системы интеллигибельных значений. О ценности невизуальных смыслов произведения искусства. Критика работ Панофского в работах других исследователей. Примеры интерпретации произведений искусства на основе иконологического метода. Иконология – как важнейший метод смыслового углубления искусства.
  • Вильгельм Воррингер и Аллоиз Ригль
    Понятие художественной воли и опыт преодоления географического и исторического детерминизма в объяснении законов истории искусства. Новые категории описания художественной формы - оптический/тактильный, абстрактный/основанный на вчувствовании. Возможности использования новых категорий в работе с конкретными произведениями искусства.
  • Феномен венской школы искусствознания и история возникновения духовно-исторического метода
    Произведение искусства как одна из форм духовной жизни эпохи. Расширение возможностей изучения истории стилей в искусстве в рамках нового метода. Реабилитации маньеризма как оригинальной художественной эпохи. Идея смотреть на искусство глазами породившей их эпохи.
  • Идея уникальности художественного произведения
    Последовательность использования методов интерпретации произведений. Понятие смысловых слоев и интегральной идеи. О наиболее важных достижениях научного изучения искусства. Образцовые интерпретации произведений искусства в работах Зедльмайера
  • История отечественной художественной критики и ее роль в становлении науки
    Стасов, Бенуа, Пунин. Марксизм как основа научного изучения искусства в России. Социологический метод в искусствознании на примере теории Синтетического изучения искусства в трудах И.И. Иоффе. Судьба марксизма в отечественной искусствоведческой науке. Влияние новейших западных философских течений на методологию искусствознания. Постструктурализм и его продуктивность при работе с художественными объектами. Гендерный жанр искусствознания. Постмодернистская мысль о старом и новом искусстве
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам лекций
    В конце каждого раздела студент должен пройти тест. Тесты выполняются на семинарах, и состоят из визуальных картинок и теоретических вопросов.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание предполагает: • Подготовку ответов на вопросы, заданные после лекции. Для подготовки студенты получают вопросы на лекционных занятиях.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Тесты по материалам лекций + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mansfield, E. (2002). Art History and Its Institutions : The Nineteenth Century. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139125
  • Preziosi, D. (2009). The Art of Art History : A Critical Anthology (Vol. 2nd ed). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=335669

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Sheriff, M. D. (2010). Cultural Contact and the Making of European Art Since the Age of Exploration. Chapel Hill [N.C.]: The University of North Carolina Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343586
  • Вёльфлин Г. ; Пер. Франковский А. А.-ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ-М.:Издательство Юрайт,2019-296-Антология мысли-978-5-534-05288-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/osnovnye-ponyatiya-istorii-iskusstv-441330