• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История искусств стран Востока

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на междисциплинарное изучение искусства стран Востока. В нем в хронологическом порядке, с древности до конца XIX века, изучаются основные явления искусств разных стран Ближнего и Дальнего Востока, которые повлияли на формирование культур народов данных регионов. Курс охватывает как изобразительные (пластические) искусства, так и визуальные. Широкая тематика программы курса знакомит студентов с разными методами изучения архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, театра и музыки стран Востока. На семинарских занятиях, на материале памятников Востока, делается акцент на исследовании тематики, символики, стилевых особенностей произведений, рассматриваются вопросы его восприятия и критерии оценки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История искусств стран Востока» в соответствии с общими целями основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению по направлению 58.03.01 "Востоковедение и африканистика" являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания.
  • Сформировать представления об основных этапах мирового развития искусства с особым акцентом на историю искусств стран Азии и Африки.
  • Сформировать представление об особенностях и многообразии культурного наследия отдельных цивилизаций и культур Ближнего и Дальнего Востока; выработать и развить способность понимания важнейших культурных событий и процессов, определивших основные направления развития истории искусства в странах Востока.
  • Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах развития искусств разных регионов Востока.
  • Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
  • Таким образом, по результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ искусствоведческой и культурологической методологии. Дисциплина способствует формированию универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно реализовать себя в научной и практической сферах деятельности, способствующих его социальной мобильности и востребованности на рынке труда.
  • Выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению исторических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока; развивать умение использовать методы искусствоведческих и культурологических исследований и строить искусствоведческий анализ для описания различных культурных памятников.
  • Обладать способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной искусствоведческой и культурологической терминологией.
  • Учитывать в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки культурную специфику, характерную для стран изучаемого региона.
  • Стремиться к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализировать и учитывать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности, обладать способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, уметь работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
  • Использовать в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук и использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Грамотно использует искусствоведческую и культурологическую терминологию; знает важнейшие этапы истории искусств и культурных процессов народов изучаемого региона, имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы.
  • Знает основные семиотические черты, связанные с особенностями культур, религиозных и философских систем стран Азии и Африки; имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока; имеет навыки работы в коллективе и участия в научной дискуссии; умеет применять искусствоведческий анализ при исследовании памятников стран Востока.
  • Умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу; осваивает основные культурологические и искусствоведческие методы и демонстрирует способность рационально использовать знания об искусстве стран Востока в профессиональной и личностной коммуникации.
  • Применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития и формирования искусств Востока; использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам, использует специальное программное обеспечения для подготовки презентации.
  • Знает основные семиотические черты, связанные с особенностями культур, религиозных и философских систем стран Азии и Африки; имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока; имеет навыки работы в коллективе и участия в научной дискуссии.
  • Умеет применять искусствоведческий анализ при исследовании памятников стран Востока; умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу.
  • Осваивает основные культурологические и искусствоведческие методы и демонстрирует способность рационально использовать знания об искусстве стран Востока в профессиональной и личностной коммуникации; применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития и формирования искусств Востока; использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам, использует специальное программное обеспечения для подготовки презентации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Искусство Ближнего Востока и Индии.
  • 1.1 Введение в изучение культуры и искусств стран Востока (2 часа)
    Основные понятия культурологии и искусствоведения. Современные методы изучения памятников культуры и искусства. Этапы изучения и теоретические проблемы исследования искусств народов стран Азии. Формирование основных центров мировых культур в Древнем мире. Периодизация искусств Древнего Египта и Месопотамии. Особенности культового искусство: проблемы канона и иконографии. Искусство стран Ближнего Востока I тыс. до н.э. Семиотика и искусство.
  • Семинар 1.1 Своеобразие культуры древних цивилизаций: Древнего Египта и народов Ближнего Востока (2 часа)
    Вопросы для обсуждения: Особенности периодизации изобразительного искусства древности. Культуры и искусства ранних земледельческих центров Ближнего Востока, Малой Азии, Ирана, Средней Азии в эпоху неолита (Х-IV тыс. до н.э.). Влияние эллинистического искусства на искусство и культуру народов Греко-бактрийского и Кушанского царств Темы докладов: 1. Древняя архитектура городских центров. 2. Своеобразие культуры и искусства Месопотамии IV- II тыс. до н.э. 3. Архитектура и скульптура Древнего Египта. 4. Живопись и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта. 5. Искусство древнего Ирана. 6.Памятники искусств Греко-бактрийского и Кушанского царств.
  • 1.2 Особенности формирования и развития художественной культуры народов, исповедующих ислам в VII-XV вв (4 часа)
    Искусство Аравийского полуострова в древнеримский период. Святыни Мекки и Медины. Формирование архитектурных особенностей мечети: виды мечетей, михраб, минбар, минарет. Неизобразительный характер религиозного искусства ислама. Архитектура и изобразительное искусство Омейядов (661-750 гг.). Изменения в художественной культуре халифата Аббасидов (750-1258 гг.). Искусство Фатимидов, Сельджукидов и Айюбидов (Х-XII вв.). Эстетика исламского орнамента. Декоративно-прикладное искусство Ближнего Востока в ХII - XV вв. Художественная культура Сефевидов. Новые традиции градостроительства: застройка Исфахана. Развитие миниатюры в искусстве ислама ХI - XV вв. Расцвет сефевидской миниатюры: основные центры, художники и заказчики. Особенности символики в искусстве. Территории распространения сельджукской культуры и основные тенденции развития художественной культуры после образования Османского государства. Особенности культуры Стамбула в XV- XVI вв. Становление турецкой миниатюры в XV в. Единая мастерская миниатюры в Стамбуле и появления портретного жанра.
  • Семинар 1.2 Развитие искусства арабского мира в XII-XVI вв. Формирование художественной культурны Великих империй: Тимуридов, Сефевидов и Османов (4 часа)
    Вопросы для обсуждения: Развитие культуры и искусства Сирии, Палестины, Египта, Магриба и Ирана в ХII - XVI вв.: вопросы периодизации. Особенности архитектуры данных регионов. Темы докладов: 1. Особенности архитектуры Магриба. 2. Стилевые отличия в культовой архитектуре мамлюков ХII - XV вв. 3. Культура и искусство Насридов в Испании (1230-1492 гг.). 4. Типы мавзолеев Ирана ХII - XV вв. 5. Архитектурные памятники Бухары и Хивы. 6. Градостроительные особенности Османской империи в XV- XVI вв.
  • 1.3 Искусство Древней Индии, формирование особенностей буддийского искусства (2 часа)
    Древняя архитектура ранних городских центров Индостана. особенности планировки, архитектуры и скульптуры и керамики Хараппы, Мохенджо-Даро (III тыс. до н.э. - IV в. до н.э.). Культура долины Ганга (II - тыс. до н.э. - IV в. до н.э ). Появление ведической культуры и ее влияние на памятники искусства. Графические символы древней Индии. Развитие буддийского искусства и его место в культуре Индии (IV в. до н.э - 1 в. до н.э.). Значение искусства Гандхары. Классическое гуптское искусство: утверждение канона в архитектуре, живописи и скульптуре. Пещерные храмы и функции монастырского комплекса. Иконография буддийского пантеона.
  • Семинар 1.3 Особенности формирования и развития художественной культуры Индии в Средние века (2 часа)
    Вопросы для обсуждения: Художественная культура Индии IV-VIII вв. н.э. Светская и культовая архитектура Южной и Северной Индии в IX-XII вв. Темы докладов: 1. Искусство Индии VI- VIII вв.: искусство индуизма. 2. Пещерные комплексы индуизма: религиозные основы и эстетические особенности архитектуры и скульптуры. 3. Культовая архитектура Южной Индии в IX-XII вв. 4. Культовая архитектура Северной Индии в IX-XII вв. 5. Развитие бронзовой скульптуры: основные персонажи индуистского пантеона.
  • 1.4 Искусство Индии в эпоху Великих Моголов (XVI-XVII вв.) и в последующие столетия (2 часа)
    Культура и искусство мусульманских государств в Индии в ХIII - XV вв. Искусство Великих Моголов XVI в. Новые градостроительные планы: возведения Агры, Фатехпур Сикри, Красного форта в Дели, Манду. Мавзолеи и мечети эпохи Великих Моголов. Своеобразие могольской миниатюры: основные памятники, иконография. Специфика декоративно-прикладного искусства мусульманской Индии XV- XVII вв.
  • Семинар 1.4 Искусство Индии в эпоху Великих Моголов (XVI-XVII вв.) и в последующие столетия (2 часа).
    Вопросы для обсуждения: Символика в искусстве Великих Моголов. Особенности живописи Индии в XVI-XVII вв. Влияние европейского искусства на живопись Великих Моголов. Темы докладов: 1. Портретный жанр в искусстве Великих Моголов. 2. Декоративные приемы в живописи Великих Моголов. 3. Символика могольской миниатюры.
  • Раздел 2. Искусство Дальнего Востока и ЮВА.
  • 2.1 Своеобразие искусства древних цивилизаций: Древний Китай, Корея, Япония, и страны Восточной и Юго-Восточной (2 часа).
    Периодизация культуры Архаического и Древнего Китая. Керамика и мелкая пластика культур Яншао, Луншань. Искусство периода Шан-Инь (XVI—XI вв. до н.э.). Развитие культуры и искусства периодов Чжоу и Чжаньго (XI – III вв. до н.э.), династии Цинь (221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.) и периода Хань (с 206 г. до н.э). Влияние религии и духовных школ древнего Китая на развитие искусства. Культовая и светская архитектура Древнего Китая. Культуры эпохи неолита и бронзового века на территории Кореи (III тыс. до н.э. - 1 тыс. до н.э.). Искусство государства Чосон (VII в. до н.э. - 108 г.). Своеобразие культуры и искусства Древней Японии. Архитектура, керамика и бронза культуры Дзёмон. Культура и искусство государства Ямато (V в. до н.э. - IV в. н.э.). Сложение синтоизма и его влияние на искусство Японии. Синтоистские святилища.
  • Семинар 2.1 Культура Древнего Вьетнама (2 часа)
    Вопросы для обсуждения: Формирование визуальных искусств Вьетнама. Темы докладов: 1. Искусство керамики и бронзы культуры Донгшон (900 г.до н.э.-100 г.). 2. Влияние религии на искусство Древнего Вьетнама.
  • 2.2 Особенности периодизации и развития художественной культуры Китая в IV-XIII вв. (2 часа).
    Общая характеристика культуры раннего средневековья в Китае. Искусство периода Южных и Северных династий (386 - 535 гг.). Распространение и влияние махаянистического буддизма на искусство Китая: архитектура пагод, пещерные буддийские храмы и монастыри. Развитие буддийской скульптуры и ее иконография. Стилевые особенности северо-вэйской живописи. Теория искусства IV-V вв. н.э. Изменения в художественной культуре периода Тан (618 - 907 гг.). Подъем культуры: значение классического образования в государственной и общественной жизни Китая. Введение ксилографического книгопечатания, расцвет искусства книги. Изменения в светском и культовом зодчестве. Эволюция танской скульптуры. Оформление системы жанров живописи. Искусство Великого шелкового пути. Культура периода Пяти династий (908-960 гг.) и сунской эпохи (960-1127-1279 гг.). Изменения в монументальной живописи и живописи на свитках этих периодов. Особенности работы Академии живописи в Китае. Формирование ландшафтного искусства в Китае.
  • Семинар 2.2 Теория искусств и средневековая живопись Китая.
    Вопросы для обсуждения: Формирование жанров живописи и их особенности. Семантика китайской живописи. Темы докладов: 1. Величайшие памятники ранней китайской ксилографии: стилевые особенности. 2. Творчество крупнейших мастеров пейзажного жанра. 3. Творчество крупнейших мастеров портретного жанра. 4. Буддийские и даосские образы в китайской живописи. 5. Интернациональная направленность танской культуры.
  • 2.3 Характерные черты художественной культуры Кореи и Японии в Средние века (2 часа).
    Культура и искусство Кореи в IV-VII вв. в трех независимых государствах Когурё, Пэкче и Силла. Влияние даосизма, конфуцианства и буддизма на художественную культуру региона. Расцвет архитектуры: храмовые и дворцовые комплексы; буддийские комплексы. Культура объединенного государства Силла в VIII- IХ вв.: культурные связи с Китаем, Японией, странами Центральной Азии, Индией и Ираном. Стилевые особенности корейской скульптуры. Культура Японии с VI - Х II вв. периодов Асука, Нара и Хэйан. Развитие буддийского искусства. Влияние китайского искусства эпохи тан на искусство Японии. Храмовая архитектура и скульптура: стилистическая характеристика. Эзотерическая буддийская скульптура и живопись периода Хэйан. Формирование национальных характеристик японского искусства.
  • 2.4 Специфика развития культуры Юго-Восточной Азии в ХIII - XVI вв (2 часа).
    Региональные черты в искусстве стран Юго-Восточной Азии I-XIII вв.: новые типы культового зодчества. Стилевые особенности средневековой скульптуры стран Юго-Восточной Азии. Эволюция буддийского зодчества и пластики во Вьетнаме. Своеобразие индуистского искусства средневекового государства Тьямпы. Культура и искусство Таиланда: культура независимого государства Тай (ХIII в.). и расцвет культуры государства Аютия в ХIII - XV вв. развития индуистского искусства в Индонезии в XIII- XVI вв. Мусульманское завоевание вы в 1478 г.: стилевые характеристики искусства. "Восточно-яванский периода" культуры и го особенности.
  • Семинар 2.4 Региональные черты визуальных искусств стран Юго-Восточной Азии (2 часа).
    Вопросы для обсуждения: Роль индийского эпоса «Рамаяна» в формировании визуальных искусств Юго-Восточной Азии: герои и особенности их иконография в живописи и театральном искусстве. Особая роль музыки в странах Юго-Восточной Азии. Китайское влияние на развитие визуальных искусств Вьетнама. Китайское влияние на вьетнамскую музыкальную традицию. Основные жанры вьетнамского театра: хат тео, хат бой (туонг), театр кукол на воде. Темы докладов: 1. Индонезийский оркестр гамелан. 2. Тайский театр. 3. Бирманский театр. 4. Королевский балет Камбоджи. 5. Индонезийский театр теней. 6. Особенности вьетнамского театра.
  • 2.5 Развитие искусства Китая во время правления династий Мин и Цин. Особенности развития искусств Кореи и Японии до ХХ в. (2 часа).
    Особенности культуры и искусства в Китае в период Юань (XIII -XVI вв.). Расцвет культуры периодов Мин и Цин. Изменения в архитектуре: градостроительные планы новой столицы - Пекина. Новые ансамбли города. Восстановление Академии художеств и социальный статус художника данного периода. Вопрос канона в живописи и изменения в живописных жанрах. Влияние европейского искусства на изобразительное искусство Китая. Школы живописи «Ортодоксальная» и «Вэньжэньхуа» периода Цин. «Восемь эксцентриков их Янчжоу». Появление «экспортного» китайского искусства в XVIII в.: специфика образного ряда. Культура Кореи периода Корё (X-XIV вв.). Светская и культовая архитектура периода Корё: появления малых форм архитектуры; дворцовые комплексы; усыпальницы; стилистика корейских пагод. Открытие придворной Академии художеств (1392 г.) в Корее и формирование системы жанров живописи. Японская культура периода Камакура. Появления портретного жанра в скульптуре и живописи. Распространение буддизма Дзэн и его влияние на изобразительные искусства. Культура Муромати. Новые градостроительные задачи, изменения в архитектурной эстетике, искусство японского сада. Значение монохромной живописи (“суми-э” и школы Кано) и ее последующее влияние на развитие художественной культуры Японии. Особенности культуры периода Момояма: развитие видов искусства, оформлявших чайную церемонию. Образование школы Римпа в Киото, сближение станкового и монументального декоративно-прикладного искусства. Последующее развитие японской культуры в периоды Эдо и Мэйдзи. Роль китайской традиции в формировании направления «бундзинга» (школы Нанга) в Японии. Изменения визуального восприятия японской гравюры в XVIII в.: значение многоцветной печати. Новые сюжеты в изобразительном искусстве Китая и Японии в XIX в. Новые тенденции в декоративно-прикладном искусстве. Искусство укиё-э и его социальные основы. Искусство периода Мэйдзи. Развитие и значение японской графики. Взаимовлияния японской и западной культуры в конце XIX- нач. ХХ века.
  • Семинар 2.5.1 Развитие искусства Китая во время правления династий Мин и Цин (2 часа).
    Вопросы для обсуждения: Вопрос канона в китайской живописи и изменения в живописных жанрах. Влияния европейской культуры на китайскую. Темы докладов: 1. Особенности школ живописи «Ортодоксальная» и «Вэньжэньхуа» периода Цин. 2. «Восемь эксцентриков их Янчжоу». 3. Экспортное китайское искусство в XVIII в.: специфика образного ряда.
  • Семинар 2.5.2 Особенности развития искусств Кореи и Японии до ХХ в. (2 часа).
    Вопросы для обсуждения: Светская и культовая архитектура стран. Особенности развития декоративно-прикладного искусства Кореи и Японии XV-XIX вв. Стили японской живописи. Темы докладов: 1. Культовая архитектура периода Корё. 2. Новые градостроительные задачи периода Муромати. 3. Живопись школы Кано. 4. Крупнейшие мастера укиё-э 5. Формирование истории японского искусства в период Мэйдзи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Визуальные тесты по материалам лекций
    В конце каждого раздела студент должен пройти 2 теста. Всего студенты проходят 4 теста в течение курса. Тесты выполняются на семинарах, и состоят из 10 визуальных картинок.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Дедлайн сдачи работы в электронном виде: за 2 недели до начала сессии (Дата дедлайна уточняется в начале курса).
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен – 1 час 30 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Визуальные тесты по материалам лекций + 0.2 * Доклад на семинаре + 0.3 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ванюшкина Л. М., Тихомиров С. А., Куракина И. И., Дмитриева Л. В.-ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. ЭПОХИ И ОБРАЗЫ. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-538-Профессиональное образование-978-5-534-07165-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-iskusstv-epohi-i-obrazy-441304
  • Флиттнер Н. Д.-КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДВУРЕЧЬЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-336-Антология мысли-978-5-534-05857-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/kultura-i-iskusstvo-dvurechya-410475

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Деменова В. В.-ДОИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО ИНДИИ. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-115-Университеты России-978-5-534-08216-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/doislamskoe-iskusstvo-indii-438582
  • Денике Б. П.-АРХИТЕКТУРА ЯПОНИИ. ЯПОНСКАЯ ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА-М.:Издательство Юрайт,2019-194-Антология мысли-978-5-534-11699-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/arhitektura-yaponii-yaponskaya-cvetnaya-gravyura-445919
  • Кривцун О. А.-ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-265-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-02354-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/psihologiya-iskusstva-433229
  • Малинина Е. Е.-КУЛЬТУРА ЯПОНИИ. ИСКУССТВО БУДДИЗМА ДЗЭН 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-260-Университеты России-978-5-534-08183-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/kultura-yaponii-iskusstvo-buddizma-dzen-442240