«Я поняла, что у историков еще очень много работы», — Александра Лесива об архивной практике для третьекурсников
Александра Лесива, студентка третьего курса «Истории», рассказывает о практике в Центральном государственном архиве литературы и искусства. О тайнах архивохранилища, спасительной тишине и главной пользе работы в архиве для студента-историка читайте в нашем материале.
Где ты проходила практику и как попала туда?
Я проходила практику в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ), место нам предложил учебный офис. Этот архив был ближе всего к дому, поэтому я выбрала его. Решила проходить офлайн, а не онлайн-практику, так как хотела полностью прочувствовать атмосферу работы в архиве, попасть на «внутреннюю кухню».
Чем ты занималась на практике? Какие навыки приобрела?
В самом архиве меня определили в отдел хранения. Во время практики я занималась разными задачами. В первые дни мы с напарником работали внутри архивохранилища — это место, в котором хранятся фонды, распределенные по коробкам, полкам и шкафам. Я шифровала поступившие в отдел дела: ставила на них по две печати ЦГАЛИ. Благодаря этому, дела можно найти быстрее, даже если они будут лежать в коробке перевернутыми. После того как дела были зашифрованы, мы паковали их в специальные коробки, которые кодировали: проставляли на них штампами номер фонда, описи, дел. Это все необходимо, чтобы соблюдался порядок, дела не терялись, а процесс выдачи их посетителям архива облегчался. В последние дни практики я занималась проверкой дел одного из фондов. Для каждого фонда существует один или несколько журналов — в зависимости от количества описей и документов. В них указаны номера дел, их названия, время создания и количество листов. Все это мне необходимо было сверять с делами, которые лежат в коробках — все ли в журнале указано верно, нет ли технических ошибок.
Такая работа требует большой усидчивости и внимательности. От нашей работы зависело, не потеряются ли в будущем документы. Кроме того, я смогла взглянуть, как существует архивохранилище, и побыть частью большого коллектива людей, занимающихся делом, которое им действительно важно.
Что ты планируешь делать с приобретенными знаниями?
Мне безумно понравилось работать в архиве! Копаться в делах, рассматривать их подробно... Я поняла, какое количество бумаг остается после любых бюрократических действий в организациях. Часть из них просто содержат бухгалтерские выписки, сметы и прочее, но некоторые были более интересны для меня — афиши спектаклей, отзывы прессы, личные дела артистов и других работников литературно-театральной сферы. После практики я поняла, что у историков на самом деле еще очень много работы. Изучать и исследовать можно буквально все, потому что все дела по своему интересны с исторической точки зрения.
Что больше всего запомнилось и понравилось?
Больше всего, как ни странно, мне понравилось спокойствие работы в архиве. Обычно мне трудно на чем-то долго сосредотачиваться, но здесь я хотела работать и работать. Такая достаточно монотонная работа буквально отвлекала меня от всех мыслей. Я полностью концентрировалась на проверке дел. Ты просто сидишь и работаешь, и в эти моменты не существует ничего вокруг — в архивохранилище буквально не ловит интернет. Это удивительное чувство тишины, особенно для меня, человека, привыкшего жить в информационном шуме
Для чего студенту-историку нужно проходить архивную практику?
Студентам-историкам, мне кажется, нужно проходить архивную практику, чтобы понять, какое действительно большое количество информации существует вокруг нас, как много еще не исследовано и ждет своего часа на полке архивохранилища. Когда историк занимается своими исследованиями, он так или иначе сталкивается с необходимостью работать с источниками. Понимание того, как работает архив изнутри, помогает ему в дальнейшем лучше ориентироваться в этой сфере. Ну и, конечно, не стоит забывать, что после окончания университета историк может начать карьеру в архиве, и такая практика на третьем курсе позволяет заранее понять, нравится ли ему такой формат работы.
Текст: Мария Кулинич,
студентка 3 курса ОП «История»