• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

07
Апрель

Педагогическая практика четверокурсников: рэп о дворцовых переворотах, ФГОС и танцы с бубнами

Нашли тех, кому пришлось труднее всего после новогодних каникул. В январе студенты четвертого курса проходили педагогическую практику. Мария Скляднева была учителем две недели. Поговорили с Машей о сложностях, приятных впечатлениях и навыках, которые пригодятся в любой будущей профессии.

Мария Скляднева с учениками во время педагогической практики

Мария Скляднева с учениками во время педагогической практики
Фото из архива Марии Склядневой

Педагогическая практика, что это? Как она проходит?

Педагогическая практика проводится на 4 курсе. У нас были такие опции прохождения: работа в школе учителем, волонтерство на Всероссийской олимпиаде школьников или «Высшей пробе», учебное ассистентство у наших преподавателей.

Я проходила практику в своей родной школе — Лицее №36 ОАО «РЖД» в городе Иркутске. Наше задание состояло в том, чтобы прослушать несколько уроков и после провести два занятия самостоятельно. Я немного вошла в раж, и учителя хотели со мной поработать, поэтому провела три урока у одиннадцатиклассников, четыре у восьмых классов и один — у седьмых. Кроме того, мы должны были сдать план-конспект уроков, а после получить отзыв от руководителя практики.

С чем было сложнее всего справиться в процессе?

Самой сложной для меня была подготовка к урокам. Понятно, что у учителей уже составлен план на год, и они практически все знают наизусть. Мне же приходилось заново вспоминать школьную программу, так как последний раз я сталкивалась с этим на ЕГЭ. У меня были достаточно продвинутые дети, которых уже не удивишь тестом на Kahoot, поэтому я старалась их впечатлить. Делала красочные и понятные презентации, так как простой лекцией ничье внимание не привлечешь.

Мой план урока состоял из пояснения материала с открытыми вопросами на обсуждение, для того чтобы у детей в головах сложилась логическая цепочка и причинно-следственные связи. Им нужно было внимательно слушать на уроке, так как в конце я делила их на команды и устраивала тест в MyQuiz. Это была главная мотивация в усвоении материала. Ребята любят соревноваться и работу в группах. В такие моменты им можно немного расслабиться, общаться с одноклассниками и просто повеселиться. Очень трудно удержать внимание нового поколения с клиповым  мышлением. Я старалась под это подстроиться: включала в презентацию мемы, тик-токи, смешные видео. Мы даже слушали рэп про дворцовые перевороты. Считаю, что такой подход через юмор и расставление акцентов помогает лучше запомнить важную базовую информацию: даты, факты и кто чей был отец и сын.

Еще один мой промах состоял в том, что я не смогла ответить на один вопрос от ученицы. Запомните: никогда нельзя отвечать «не знаю», иначе потеряете доверие учеников. Лучше уйти от ответа и повернуть беседу в другую сторону.

Как думаешь, чем такая деятельность может быть полезна для историков? Какие навыки она может развить?

Я думаю, что такая практика будет полезна всем представителям гуманитарных наук. Иногда мне кажется, что мы застряли в своем академическом пузыре и разговариваем сложными понятиями: «дискурсы», «репрезентации», «имперская ситуация». Тем самым отсекаем большую часть аудитории, которая интересуется историей. Педагогическая практика — это отличный способ научиться простыми словами объяснять сложные темы и стараться их визуализировать.

Безусловно, приобретаешь навык публичного выступления. И тут важно учитывать, что это не студенты, которые очень замотивированы, а школьники, которым хочется посидеть в телефоне, побегать, поесть и пойти на перемену. В этом случае приходилось придумывать «танцы с бубнами».

Очень круто прокачивается навык работы с собственным голосом. Умение разговаривать в разных диапазонах — важный навык в работе учителя. Я научилась работать с разной аудиторией. Все старались показать свой характер. Важно уметь немного умерить пыл очень активных и завлечь в работу тех, кто молчит и сидит тихонько в углу.

Мария Скляднева на уроке во время педагогической практики
Фото из архива Марии Склядневой

Какое твое самое яркое впечатление от практики?

Самое яркое впечатление — когда после занятий подходили дети и благодарили, просили провести ещё уроки: «мы наконец-то что-то поняли, было так интересно». Также писали моим младшим сестрам, что им понравились все фишки и им не хотелось отвлекаться. В такие моменты понимаешь, что не зря старалась и можешь хоть кому-то принести пользу. Кроме того, я оценила результат на вторых уроках, когда дети воспроизводили пройденное с прошлого занятия. Значит, мне удалось правильно расставить акценты и донести информацию.

Сложно ли переключиться с академической истории на ту, что преподают в школе?

Во время практики я поняла, что ни разу не пользовалась школьными знаниями во время обучения в университете. Так что да, было сложно переключиться. Я по несколько раз перечитывала параграф, чтобы потом его спокойно и без бумажки рассказывать ученикам. У меня случился когнитивный диссонанс в какой-то момент, потому что привыкла к тому, что история это не про даты, факты и правителей. Тут по стандартам ФГОС именно это и нужно транслировать детям. Я все равно старалась добавлять какие-то «fun fact» из курсов, пройденных в университете, чтобы разнообразить материал и дать нетипичные знания, которые помогут расширить кругозор.

Помогало ли историческое образование при ведении уроков?

Мое образование помогало мне не с точки зрения знания материала, а приоритетных soft skills. Умение анализировать информацию, смотреть на нее с разных точек зрения и искать в разных источниках — вот, что я старалась передать детям от себя, так как научилась этому только на учебе в Вышке.

После прохождения практики, ты видишь себя преподавателем?

Вопрос на засыпку. Поработав учителем две недели, ведя уроки практически каждый день, я снова убедилась, что это тяжкий труд, который забирает много сил. Мне стало стыдно за свое поведение в школе, когда мы сидели на задних партах и чего только не вытворяли. Я постоянно опаздывала, спорила и дерзила. Сейчас, побывав на месте учителя, понимаю, почему им было так тяжело. Во время практики я сидела на переменах в учительской. Учителя точно так же друг другу жалуются на нас, как и мы на них. Всегда важно помнить, что они тоже люди и когда-то их терпение может лопнуть.

На самом деле это очень тяжкий труд, потому что надо не только донести материал, но и уметь воспитать, привить ценности. Я очень благодарна своей учительнице по математике — Елене Викторовне и учительнице по русскому языку и литературе — Ольге Юрьевне, потому что они не просто преподносили информацию, а учили жизни. Их советы помогают мне до сих пор. Наверное, я бы так не смогла, так как важная миссия учителя заключается в том, чтобы его ученик превзошел его и стал просто счастливым человеком.

Мария Скляднева с учениками во время педагогической практики
Фото из архива Марии Склядневой

Я поняла для себя, что преподавание в школе не совсем моя история. Да, мне очень нравятся публичные выступления, но больше я себя вижу в роли приглашенного преподавателя с мастер-классами в школе и университете, чем полноценным учителем. Но никогда не говори никогда. Не знаю, как жизнь может повернуться. В любом случае педагогическая практика на нашей программе дает отличную возможность перейти в эту сферу.

Текст: Арина Москаленко, 

студентка 2 курса ОП «История»