«Самая интересная встреча нашла меня случайно», – студентка Элеонора Говоровская об антропологической экспедиции в Вологодскую область
После окончания второго курса Элеонора Говоровская отправилась на месяц в город Тотьма Вологодской области. Студентка рассказала, что такое антропологические экспедиции, чем они важны, поделилась сложностями и интересными впечатлениями от поездки.
Этнографические экспедиции бывают разнообразные, но у них есть общие черты. Главная из них – длительное пребывание в поле. Это подразумевает, что следователь – или группа следователей, как в нашем случае, – живут в среде, которую они изучают: в деревне, в городе, в племени длительное время. В нашем случае это был месяц, но часто исследователи уезжают на полгода или на год. Это считается длительным полем. Предполагается, что в это время исследователь будет собирать интервью и наблюдения.
Но экспедиция не ограничивается этим. Антрополог – не журналист, который пришел к человеку, однажды взял интервью и уехал обратно в свою Москву или Питер писать материал за компьютером. Антрополог должен проводить эти интервью несколько раз. Он должен выстраивать доверительные отношения с информантом, и для этого нужно не просто напрашиваться на разговор, но и предлагать какую-то помощь, например. Есть такой термин «включенное наблюдение», когда антрополог не просто сидит в уголке и пишет свои впечатления, но старается активно включаться в процесс, участвовать в мероприятиях, которые проходят в этой среде.
Изначально «клич» по набору в экспедицию проходил по нашему майнору «Social anthropology», организованному Департаментом истории. Мы писали мотивационное письмо и предоставляли одну из своих самых лучших работ в project research. Такие проекты мы делаем каждый семестр на майноре в качестве примера того, как мы проводим свои исследования. В мотивационном письме нужно было указать личную мотивацию для поездки: привести аргументированные причины, почему тебе нужно поехать в эту экспедицию, какие у тебя исследовательские интересы или вопросы, на которые можно ответить материалом, который ты соберешь в поездке. В итоге набор оказался довольно разнообразным. Помимо трех руководителей: Дарьи Терешиной, Николая Ссорина-Чайкова и Лидии Рахмановой, было двенадцать студентов с совершенно разных программ и курсов. От историков до политологов, экономистов, социологов и культурологов, от первого курса до магистратуры. Было интересно послушать перспективы людей с других программ, у которых формат обучения подразумевает иные исследовательские рамки.
Экспедиция проходила в Вологодской области в городе Тотьма и в прилегающих к Тотемскому району деревнях и поселках. Это небольшой город, там живет около десяти тысяч человек. Тем не менее, в Тотьме сейчас довольно активная туристическая и культурная деятельность: место очень популярно для исследователей из Москвы, Питера и других городов.
Как мне кажется, наши исследовательские цели и задачи были поставлены в начале очень широко. Все студенты собирали этнографический материал, который в основном посвящен традициям жителей. Каждый фокусировался на конкретной теме: кулинарии, традиционных рецептах, народной медицине и медицинских практиках, фольклоре, быличках, носители которых обычно старшее поколение. Я занималась вопросом миграционных процессов. У нас собралось довольно много материала: в сумме – не менее пятисот интервью, записанных на диктофон. Мы вели свои полевые дневники, где каждый день документировали события, происходящие вокруг, свои ощущения от этого, мысли. Из интересного: была девушка Дарья Москвина, которая занималась исследованием нашей собственной экспедиционной деятельности: ее задачей было наблюдать за ходом нашей работы.
Самая интересная встреча нашла меня совершенно случайно, когда я отправилась посмотреть на местную достопримечательность – церковь Воскресения. Она расположена в поселке Варницы в отдалении от центра Тотьмы. Храмовая архитектура в этом регионе очень выдающаяся, даже завораживающая. Эти храмы были построены в XVIII веке на деньги местных купцов, но церковью Воскресения давно уже никто не занимался, она стоит в заброшенном виде. Вокруг этого храма и его реставрации сложился небольшой конфликт. Им занимались другие студенты. Но я встретилась там с мужчиной, который облагораживал территории вокруг этого храма, и меня очень поразила его харизматичность. Он никак не причастен к церкви, тем не менее этот человек каждый день выходит и что-то делает там. Он очень искренне мне об этом рассказывал.
У нас была относительная свобода в действиях, и каждый сам выстраивал подходящий график в зависимости от интервью и от того, когда у него часы «включенного наблюдения». Мы очень много времени проводили вместе: собирались и обсуждали наши сложные кейсы, вопросы, которые у нас возникали в процессе. Как ни странно, для меня это была одна из самых сложных частей экспедиции: даже несмотря на то, что ты возвращаешься из поля домой, оно идет за тобой следом и манифестируется в разговорах, суждениях. Все равно крутитесь в одной и той же среде, общаетесь иногда с одними и теми же героями, потому что многие кусочки информации по разным темам получали от одинаковых людей. Из-за этого складывалось ощущение постоянного включения, от которого было очень тяжело. Конечно, мы старались заниматься посторонними вещами: играли на гитаре, в карты, ходили гулять по городу. Но даже во время прогулки иногда сложно понять, какую роль ты сейчас принимаешь: просто студент, который отдыхает, или исследователь, который должен непременно фиксировать все происходящее вокруг. В последний вечер мы отправились в речную экскурсию до Дедова острова, где располагается часовня, и здорово провели время. Во время экспедиции мы также отметили День этнографа игрой в шарады.
В течение следующего учебного года мы будем заниматься обработкой этих данных и их интерпретацией. Должна выйти статья на каждую из тем. Также нам предложили поучаствовать в написании книги «Среднее Посухонье», в которую могут включить наши наработки. Это был довольно интересный опыт: для многих из нас это была первая экспедиция, обучение сбору информации и жизнь в новом сообществе. Мне очень понравились люди в экспедиции. Мне кажется, что даже в таком маленьком городе, как Тотьма есть интересный творческий кластер и люди, искренне увлеченные своим делом, которые занимаются облагораживанием района и города.