«История – публичная сфера, здесь нельзя прятать исследование в ящик стола», – историк и предприниматель Денис Хрусталев об учреждении стипендии для студентов на изучение Средневековья и раннего Нового времени
Денис Хрусталев, специалист по Древней Руси и генеральный директор управляющей компании «Мир», рассказывает, почему стоит поддерживать студентов, кто может претендовать на получение стипендии и на что стоит обращать внимание начинающим исследователям.
Так получилось, что я оказался руководителем управляющей компании «Мир», при этом не оставляя своих исследований. Такое сочетание – нередкая ситуация в моем поколении. Я стал студентом в девяностом году, мы вынуждены были подрабатывать. Кто-то пошел трудиться кочегаром, дворником, я – бухгалтером. Через какое-то время оказалось, что я могу сочетать коммерческую деятельность и занятие наукой. Теперь под моим руководством компания, в которой около двухсот пятидесяти сотрудников.
Управляющая компания«Мир» занимается не только обслуживанием жилого фонда. Мы заботимся о городском хозяйстве: строим, прокладываем сети, предлагаем клининговые сервисы. На Васильевском острове у нас около трехсот домов. Большая часть этих зданий – памятники архитектуры, сплошная застройка XVIII–XIX веков – Петербург героев Достоевского и Андрея Белого. В наших домах жили писатель Александр Грин, композитор Олег Каравайчук, режиссер Алексей Балабанов. В таких условиях мы не просто «старшие по сантехникам». Наши жители – авторы, коллекционеры, фотографы и люди с интересной судьбой – предлагают свои идеи, а мы их с радостью поддерживаем. Недавно управляющая компания «Мир» помогла поэту и художнице Ирине Дудиной с публикацией собрания всех стихотворений о Васильевском острове. Также фотограф Русского музея, Дмитрий Горячев, предложил нам выпустить сборник снимков самого большого острова в дельте Невы.
Наши формы содействия культурным инициативам стали многообразнее. Так, появилась идея стипендии для студентов, интересующихся Древней Русью. Это область и моих исследований. Оказалось, что это направление находится на периферии интересов современных студентов. Это странно и необычно. Когда я поступал на истфак все было иначе: мы и наши преподаватели считали отечественные древности корневой системой современности и уделяли им особое внимание. Сейчас хотелось бы вернуть те времена. Нам с коллегами показалось, что учреждение стипендии поможет развитию этой дисциплины и научным дерзаниям будущих историков.
Мы пока не выдаем имена экспертного совета, который будет принимать решение по стипендии. Но коллектив уже сформирован. Это ведущие исследователи нашего города. От будущих стипендиатов мы не ждем сразу готового проекта. Сейчас важно увидеть желание, потенциал, заинтересованность. В заявке на стипендию нужно выразить именно это. История – это публичная сфера, здесь нельзя прятать исследование в ящик стола, о нем нужно уметь рассказывать. Как вы представите свой проект, это ваш выбор. Убедите нас, старорежимных исследователей, что это действительно достойно внимания: актуально, уникально, важно.
Через год мы хотим увидеть результаты заявленного проекта. Это не только текст. Результаты должны быть апробированы в публичной сфере. Вы можете поучаствовать в конференции, создать сайт, организовать выставку. Вам решать. Главное, чтобы заинтересованные люди зафиксировали внимание к теме. Текст – основа работы, без него никуда. Он должен быть понятным для академического сообщества. К тексту нужно относится максимально ответственно. Главные советы, которые стоит помнить каждому автору: не забывайте перечитывать написанное и не бойтесь сокращать. От этого текст только улучшается. Также очень рекомендую быть внимательным к публикациям коллег, выбрать для себя наиболее показательных «академических героев». Если вы узнаете о новых публикациях Павла Лукина или Петра Стефановича, их нужно обязательно прочитать. Держите себя в тонусе, потом будет проще. Как студент решит дальше продвигать свой проект: создавать на его основе рэп, устраивать тематическую вечеринку или выпускать товарный знак с названием своей работы, – это дело вкуса. Если его хватает, чтобы сделать это хорошо, красиво и эффектно, то не вижу проблем.
Я начинал специалистом по древнерусской архитектуре. Интерес возник еще в школе, когда ко мне попали книги Павла Александровича Раппопорта. Среди моих друзей было много археологов, и я выстроил свои исследования вокруг сочетания этих обстоятельств. Моя дипломная работа касалась письменных источников по древнерусской архитектуре. Казалось бы, все давно каталогизировали и обследовали, но были существенные прорехи как в сведениях, так и в их обработке. И, если сочетать обследование археологических памятников с письменными источниками, появляются возможности для новых открытий.
Во времена моего студенчества чуть ли не все руководители исторических факультетов и в Москве, и в Петербурге были специалистами по Древней Руси. Но времена меняются, актуальные темы и научные запросы звучат иначе. Студентом я бы посмеялся над раскопками объектов, относящихся к XVIII веку. Но сейчас это интересное направление, которое развивается и дает прекрасные результаты. Мне бы хотелось, чтобы русским древностям тоже уделяли достойное внимание. И теперь у нас есть возможность поддержать тех, кто в этом тоже заинтересован.
Историки – вполне нормальные люди. Мы готовы пробежать марафон, заниматься со штангой, нам нравится управлять автомобилем. Вы можете оставаться хорошим специалистом в дисциплине, которая носит характер академической работы, и сохранять время для других увлечений. Ищите путь самореализации. Есть прекрасный специалист по Ивану Бунину, Валентин Лавров. Он боксер и выдающийся коллекционер книг. Это сочетание может поражать и шокировать, но сам литературовед многократно подчеркивал, что нет ничего парадоксального в многогранной личности. Я, например, занимаюсь стрельбой из лука. Это приносит мне огромное удовольствие. Если я чувствую, что буксую с какой-нибудь проблемой, то ухожу стрелять из лука: несколько серий, и я уже спокоен. Смена деятельности – отличный способ отдохнуть. Как историк я очень люблю докапываться до частных характеристик персонажа, явления. Здесь важно сохранять беспристрастность и иметь исторический, пространственный, топографический кругозор. Эти навыки оформляются в студенчестве. Необходимо не только учиться, но и набираться академического опыта. Уверяю вас, потом будет сложнее. Сейчас то самое счастливое время, когда вы все можете. Не теряйте его. Выбирайте лучших учителей, книги, исследования, ставьте самые дерзкие и амбициозные задачи. По своим силам, конечно. Сейчас нужно заложить фундамент, а водить машину или стрелять из лука можно научиться в любой момент.
Когда я был студентом, для меня было загадкой целеполагание преподавателя заниматься мной лично. Какой смысл? Денег это не приносит, съедает много времени, а благодарности ни на грош. Меня это очень смущало. И только с годами я понял, что это – важная функция самореализации исследователя: все, что делается, не зря. Когда я учился в университете, у нас был замечательный преподаватель кафедры археологии, Абрам Давыдович Столяр, герой и ветеран войны. Часть своих вводных лекций он посвятил теме «Почему я имею право быть историком в это лихолетье?». Студенту нужно понимать, что то, что в него вкладывается – очень важно не только для него, но и для всех других. Важно для сообщества историков, формирующих гуманитарную среду общества, ноосферу нашей планеты. Большая радость видеть результаты усилий. Это дороже денег. Нам важно передать традицию и увидеть рядом наследников, самореализовавшихся и разместившихся рядом в самой нестройной плеяде ученых гуманитарных дисциплин. Ради этого учреждаем стипендию, ради этого ищем стипендиатов.