Виталий Клейменов, куратор археологической практики, рассказывает о находках на раскопе в Старой Руссе
Виталий Клейменов, студент третьего курса образовательной программы «История», рассказывает, что удалось найти ему и студентам-первокурсникам во время археологической практики в этом сезоне.
В этом году я решил снова поехать в Старую Руссу, где мы проходили археологическую практику прошлым летом. Но в этот раз я уже был на правах заместителя руководителя археологической практики, иными словами – куратора. К сожалению, в 2021 году нам пришлось раньше уехать из Старой Руссы, и самые интересные находки обнаружили уже после нашего отъезда.
Среди множества запоминающихся артефактов, найденных в этом сезоне, для меня как военного историка и археолога особый интерес представляют многочисленные находки предметов вооружения: фрагмент шпоры без одной дужки, ромбовидный бронебойный наконечник стрелы, фрагменты ножен меча, а также деревянный наконечник стрелы, который предназначался либо для тренировок будущих воинов (то есть он был детской игрушкой), либо для охоты на пушного зверя. Фрагменты ножен и бронебойный наконечник стрелы были найдены еще до нашего приезда.
Особенно приятно чувствовать причастность к обнаружению некоторых из этих находок Так, берестяную накладку на ножны я нашел на переборке земли в первый рабочий день, а деревянную стрелу – во время нашей последней смены. Найти замечательно сохранившийся фрагмент шпоры мне не удалось, потому что его обнаружили в тот момент, когда я со своими подопечными-первокурсниками был на обзорной экскурсии по городу, и я ее увидел уже в Камеральной лаборатории.
Эти предметы, происходящие из слоев первой половины XIII века, вместе с находками прошлого сезона (наконечником рогатины, несколькими наконечниками обычных кавалерийских копий, наконечником короткого метательного копья-сулицы, наконечниками стрел, двумя перекрестьями сабель и фрагментом стремени) позволяют нам почти полностью реконструировать комплекс вооружения всадника XIII века. Можно сказать, что именно так выглядели конные воины, из которых состояла, например, дружина Александра Ярославича Невского. Комплекс вооружения состоял из наступательного оружия, защитного снаряжения (доспеха и щита), а также комплекта конской упряжи, включавшего седло, стремена и шпоры. Для полной картины пока не хватает только деталей защитного вооружения. Работники Старорусской археологической экспедиции объясняют их отсутствие тем, что доспешные пластины трудно отличить от фрагментов цренов – противней для выпаривания соли – и очень надеются на то, что в будущем вместо них получится найти фрагменты кольчуги.
Заняться реконструкцией комплекса вооружения всадника XIII века по материалам Пятницкого раскопа я планирую в самое ближайшее время, и если все получится, то результаты исследований увидят свет в виде отдельной публикации. Я очень рассчитываю на помощь со стороны сотрудников Старорусской археологической экспедиции – Е. В. Тороповой, К. Г. Самойлова и С. Е. Торопова, с которыми мне уже удалось пообщаться в этом году и обсудить мои планы. Открытость Старорусской экспедиции – это, безусловно, огромный плюс, и мне хотелось бы поблагодарить каждого за оказанную помощь и поддержку. Очень надеюсь, что мы дальше будем укреплять сотрудничество и работать вместе!
Остальные фотографии находок и другую информацию об археологической практике вы можете найти в нашей группе ВКонтакте.