• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какие фильмы посмотреть начинающему историку? Подборка от академического руководителя

В наших социальных сетях есть рубрика «Советуют преподаватели», где мы составляем подборки с фильмами, музеями, подкастами, книгами. Первыми рекомендациями поделился Адриан Селин, академический руководитель программы «История».

Адриан Селин, академический руководитель ОП «История» в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Адриан Селин, академический руководитель ОП «История» в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Адриан Селин, руководитель образовательной программы «История» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербурге

Если при просмотре вы ориентируетесь на историю, то не ждите от фильма всего и сразу. Редко встретишь картины, где есть и высокие художественные достоинства, и историческая достоверность. Не стоит ориентироваться только на восприятие сюжета. Если ты хочешь стать экспертом, нужно смотреть разные фильмы. Плохие в том числе.

«Андрей Рублев» (режиссер Андрей Тарковский, 1966 год)

Фильм посвящен жизни глубокого художника, автора важнейших монументальных живописных произведений Средневековой Руси, Андрея Рублёва. Картина Андрея Тарковского гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. С одной стороны, это фильм про московское христианское средневековье рубежа XIV-XV веков, а с другой – про 60-е годы XX века и искания московской христианской интеллигенции.

Это совпадало по времени с процессами туристического освоения церковных памятников Северо-Востока Руси, созданием «Золотого кольца России», лица древнерусского наследия как турпродукта СССР, выставленного на экспорт.

Очень важно при просмотре фильма различать две эти перспективы: сюжетную линию с отраженной в ней средневековой органикой и контекстные события XX столетия. По мнению Адриана Александровича, историку следует научиться различать эти два пласта.

«Огнем и мечом» (режиссер Ежи Гоффман, 1999 год)

Польский четырехсерийный художественный фильм, основанный на одноименном романе Генрика Сенкевича. Фильм посвящен восстанию украинских казаков под предводительством Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой.

По словам Адриана Александровича, картина не лишена исторической мифологии. Однако фильм удачно показывает разнообразие политических игроков, задействованных в событиях. Картина демонстрирует взгляд на политическую борьбу середины XVII века через призму польской идеологии сарматизма.

Адриан Александрович советует обратить особое внимание на сцены известных военных столкновений Прежде всего на реконструкцию битвы на Желтых Водах. Сценографы продемонстрировали высокое качество и стиль ведения боя XVII столетия, отразившего результаты военных реформ Густава Адольфа после «Пороховой революции».

«Имя розы» (режиссер Жан-Жак Анно, 1986 год)

Фильм снят по одноименному роману известного историка Умберто Эко. Сюжет разворачивается вокруг серии таинственных смертей монахов бенедиктинского монастыря на севере Италии в XIV веке. Расследование ведет монах и бывший инквизитор Уильям Баскервильский вместе с молодым послушником Адсоном. Поиски разгадки приводят героев в тайную библиотеку, где они обнаруживают сурово охраняемый древний манускрипт.

Адриан Александрович говорит, что роман сам по себе очень кинематографичен. Автор в работе над произведением планировал в нем элементы сценария. Роман не лишен постмодернистского характера, что свойственно эпохе его создания. Уильям Баскервильский и Адсон отсылают зрителя к текстам Конан-Дойля, слепой библиотекарь Хорхе – к Борхесу. Несмотря на это, фильм и роман превосходно отражают эпоху средних веков и взгляд Эко на эту эпоху.

«Колоски» (режиссер Владислав Пасиковский, 2012 год)

Польская кинокартинаподнимает важную проблему трудного прошлого. Действия разворачиваются в польской деревне в 2001 году. В центре сюжета два брата – Юзеф и Франтишек Калиновы, которые пытаются выяснить правду о еврейском захоронении в окрестностях их деревни. В ходе небольшого расследования героям открывается страшная правда: смерть их односельчан-евреев стала результатом действий не немцев, а жителей деревни. Этот фильм про экзистенциальную трагедию. Кинокартина была неоднозначно воспринята в польском обществе. Адриан Александрович отмечает: «Для историка важно понимать, что единственный способ преодоления национальной трагедии и принятия трудного прошлого – проговаривание, к которому любое общество не всегда бывает готово».Именно с этой проблемой часто сталкивается историк.