Научное путешествие в Казань - студенты программы рассказывают о своем первом исследовании «в поле»
С 9 по 17 октября состоялась научная экспедиция студентов ОП “Управление и аналитика в государственном секторе” в город Казань. Ребята второго и третьего курсов на практике изучали общественные пространства, созданные в городе в последние годы. Курировали этот процесс академический руководитель Валентина Петровна Кайсарова и преподаватель программы Екатерина Сергеевна Степанова.
Команда проекта собрала активных студентов, которые за время поездки лучше узнали друг друга, кто-то обрел новых друзей. Преподавательский состав также был активно вовлечен в командное взаимодействие и прислушивался к мнению ребят, которые в свою очередь только набирались опыта научной деятельности.
Главными объектами исследования стали новые общественные пространства города: Кремлёвская Набережная, набережная озера Кабан и детский парк “Калейдоскоп”. На каждом объекте были проведены исследования, которые включали в себя и взаимодействие с посетителями пространств, и наблюдение и оценку со стороны. Жители Казани с удовольствием делились впечатлениями о благоустройстве города, чем сильно помогли в исследовании. Благодаря тесному контакту с гражданами, команда узнала историю мест “изнутри”, и даже выделила время посетить местный театр по советам респондентов.
В методологию оценки общественных пространств помимо опросов мнения граждан входили составление ментальных карт и анализ горячих точек территорий. Сейчас идёт активная работа над обработкой полученной “в поле” информации и составлением отчета о проделанной работе. В ближайшем будущем планируется оформление полученного опыта в виде методики исследования общественных пространств, созданных путем соучаствующего проектирования и другими способами.
Команда получила опыт научной работы, культурный опыт и практически применимые знания в области соучаствующего проектирования. Город для поездки был выбран не случайно, ведь столица республики Татарстан является активно растущим городом-миллионником и известна большим количеством успешно реализованных проектов в области благоустройства. Власти Казани также поддержали инициативу и провели образовательный семинар и ряд экскурсий по исследуемым объектам.
Участники остались впечатлены проделанной работой. Наша редакция попросила поделиться своими впечатлениями от поездки.
Дарья Николаева, студентка 3 курса: Большой плюс проекта для меня состоял в знакомстве с культурой, традициями, историей города Казани и Республики Татарстан в целом. Во время проекта было занимательно проводить научные измерения на объектах, общаться с людьми, благодаря им узнавать интересные факты о городе и о местной жизни. Проект помог открыть во мне талант общения с незнакомыми людьми, раскрепостил и дал понять, что я способна найти общий язык практически со всеми. Теперь гораздо проще начинать разговор с незнакомцем, и это плюс для будущей жизни и профессии.
Также проект научил находить общий язык с сокомандниками, не придумывать конфликт на пустом месте, больше слушать и слышать других. Во время работы мы работали разными методами. Сложность, с которой мы столкнулись при проведении анализа горячих точек, состояла в масштабах наших 3-х объектов в прямом смысле слова. Протяженность набережной озера Кабан в разы превышала площадь детского парка Калейдоскоп, в связи с этим метод исследования – наблюдение, было проводить довольно проблематично… За время одного обхода набережной озера Кабан, можно раз 5 обойти детский парк. К счастью, эта проблема внесла только небольшие коррективы в расписание, зато подарила бесценный опыт практической работы. Ведь в реальной жизни не все идет по четкому плану и умение адаптироваться становиться необходимым пунктом в резюме.
Это был мой первый проект такого масштаба, и я очень рада, что приняла участие, так как он дал мне невероятный опыт и практические знания.
Ирина Груздева, студентка 2 курса: Во время экспедиции моей главной задачей был опрос местных жителей. Это подразумевает постоянное взаимодействие с самыми разными людьми. Важным было начать разговор так, чтобы люди согласились уделить несколько минут. В начале было сложно преодолеть застенчивость и набраться смелости, чтобы потревожить человека, но в процессе опроса респондентов страхи и неуверенность рассеялись, и эта проблема исчезла. Однако появилась следующая сложность: когда постоянно задаёшь одни и те же вопросы и в большинстве случаев получаешь схожие ответы, то непроизвольно при опросе следующих респондентов интонацией склоняешь людей к выбору "популярных ответов" . После того, как я заметила за собой эту особенность, сразу же начала отслеживать, как я задаю вопросы. С каждым новым человеком навыки отчаивались, а процесс шел легче и быстрее.
По итогу проекта я получила множество различных навыков. Главные из них — проведение научного исследования общественного пространства согласно методологии, взаимодействие с государственными служащими и быстрый сбор необходимой информации. В целом, такой формат отличается от обычного проекта более глубоким погружением в исследуемую тему. Этот опыт несомненно будет полезен и в настоящим (при написании курсовых и научных работ) и в будущем (новые проекты и карьера).
Более того, благодаря проекту я углубилась в урбанистику, в изучение устройства и функционирования общественных пространств. В итоге, эта тема заинтересовала меня настолько, что я раздумываю связать свою профессию с этой областью. Первый шаг уже сделан — в этом году я пишу курсовую работу по теме соучаствующего проектирования. Данный проект дал мне много необходимого материала для своего исследования.
Степанова Екатерина Сергеевна, преподаватель: Город Казань очень давно интересовал меня как объект научного исследования. Проекты Казани и Республики Татарстан регулярно занимают лидирующие позиции в рейтингах, связанных с комфортной средой, качеством управления и благоустройства. В то же время такой вид научной активности как экспедиция, на мой взгляд, является очень интересным форматом как для студентов, так и для преподавателей, так как в таких поездках можно реализовать активное командное взаимодействие, ежедневно погружаясь в местный контекст и обмениваясь опытом на вечерних "летучках". Когда появилась возможность подать заявку на конкурс "Открываем Россию заново", мы её с радостью оформили.
Мне, как преподавателю, кажется, что основная научная ценность нашего проекта состоит в том, что нам удалось совместно создать алгоритм исследования общественных пространств, опробовать его на конкретных парках и набережных столицы республики Татарстан, внести корректировки и обобщить информацию в формате методологии изучения общественных пространств.
На мой взгляд, наша экспедиция прошла легко, продуктивно и очень познавательно, и мы очень благодарны Фонду образовательных инноваций за такую прекрасную исследовательскую возможность. Ребята получили бесценный опыт командной работы и полевого исследования. Результатами экспедиции обязательно поделимся с властями г. Казани, которые активно и заинтересованно взаимодействовали с нашей исследовательской группой.
Академический руководитель ОП«Управление и аналитика в государственном секторе»
Все новости автора
Департамент государственного администри­рования: Преподаватель
Все новости автора