• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление и аналитика в государственном секторе»

Диалоги об идеале в учебе как итоги года и ориентиры нашим первокурсникам

 

Время подводить итоги традиционно приходит в конце учебного года, накануне летнего отдыха наших студентов.

Можно ли сравнить и найти образ «идеального» и «хорошего студента»? Что думают молодые и опытные преподаватели о бакалаврах программы «Государственное и муниципальное управление»? Как складываются отношения «студент-преподаватель» во время учебы на нашей программе, особенно на первом курсе? Как в реальном мире нашего университетского пространства создаются ориентиры для тех , кто хочет стать студентом нашей программы в ближайшие 4 года, уже этим летом?

Мы решили спросить об этом некоторых преподавателей нашей программы. И наш выбор коснулся тех из них, с кем, в первую очередь, познакомятся наши первокурсники уже 1 сентября.

 

 

Татьяна Николаевна Адаменко

работает преподавателем Департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ – СПб с 2016 года

«Идеальный студент… Мне вообще кажется это словосочетание немного странным. Все студенты хорошие, каждый же личность. Эта личность отчасти формируется в университете. Каждая личность уникальна, поэтому подогнать ее под какие-то шаблоны было бы неправильно, да и это очень сложно. Мне кажется, что хороший студент… я вообще всех студентов люблю! Но когда я вижу, эти черты в людях, уже когда они переступают порог университета, у меня зарождаются самые теплые чувства.

Важно, чтобы хороший студент никогда не останавливался! Находился в постоянном процессе поиска, размышления, чтобы его постоянно что-то интересовало, все время появлялись новые вопросы, которые он себе задавал и пытался их решить.

Вот вы спрашиваете, кем должен быть преподаватель по отношению к студенту. Мне кажется, одна из самых главных задач преподавателя у нас в университете – это не столько быть человеком-книжкой, который приходит и читает ее, а скорее тем, кто вдохновляет на поиск, на вопросы и порождает в студенте желание искать, бороться, думать, создавать что-то свое, спорить даже иногда. Студенты вообще у нас спорить умеют J. Дебаты у них очень хорошо получаются! Вот мне кажется, это самое важное в общении студента и преподавателя. Вдохновение и попытка показать, что есть большее и можно посмотреть шире, интересоваться многим. Потому что университет – это такое место, которое не должно добавлять какие-то рамки, а наоборот, их расширять и помочь человеку определиться.

Университет должен помочь научить студентов быть человечными, искренними, потому что мы учимся не для школы, а для жизни (наш девиз)! Поэтому все эти ночные дедлайны и сессии в 10 дней, они все для того, чтобы не только показать, насколько много мы можем, но и научить человека координации действий, общению друг с другом, взаимопомощи и выручке…. ну, тайм-менеджменту, естественно….Но это не про первый курс точно.

В общем, для меня студент – это человек думающий, ищущий, вдохновленный тем, что он изучает в университете, и, естественно, это – человек очень хороший».


 

Алексей Васильевич Королев

кандидат физико-математических наук, доцент Департамента прикладной математики и бизнес – информатики, работает в НИУ ВШЭ – СПб с 2002 года

«Думаю, что хороший студент – это, прежде всего хороший человек. Он участвует в исследованиях, пишет вместе с преподавателями или один статьи по результатам курсовых работ или просто своих исследований. Он помогает однокурсникам, коллегам с младших курсов во время подготовки к контрольным работам и в написании курсовых работ, а если удастся, то и во время написания контрольных и экзаменационных работ. Помню, у нас в детстве был целый вид спорта – подсказывать на контрольных, быстро решать и незаметно передавать листочки с решениями под самым носом у строгого учителя. Ну и распекали же нас за «ложное чувство товарищества»!

Студенчество сейчас опять стало таким, каким всегда было в России. Наши студенты Высшей школы экономики – образованные, воспитанные, деликатные. Это в полном смысле слова – цвет нации!

Преподаватель, конечно, должен быть не только наставником, но прежде всего другом. Как писала Калерия Константиновна Соколова в стихотворении, посвящённом её первому учителю музыки, которое она ни на одном выступлении не может прочитать без слёз:

Он был учитель, а хотел быть другом,
Но я тогда не ведала отличий…
А он прощал прогулы и проделки,
Играл на флейте и дарил мне флоксы,
И бредил всё порогами Вуоксы,
Прислушиваясь к пульсу волн на Стрелке.

К.К. Соколова пишет в прошедшем времени: «не ведала различий», сейчас, когда она выросла, первой из всех нас вступила в Союз писателей, у неё уже свои дети, наверное, она знает различия. А мне они не известны.

Ещё, если можно, один пример на эту же тему. Мой прапрапрадед, Валентин Платонович Добронизский, совмещал преподавание в Корпусе Горных Инженеров с обязанностями замдиректора (называлось, правда, не «зам», а помощник) по воспитанию. И он выдавал слушателям (по-видимому, тем из них, кто отличался особенно гусарскими замашками) посылки и переводы из дому по частям, чтобы те не прокутили всё сразу и не остались без денег. Понятно, что слушатели находились на полном государственном обеспечении, но ведь деньги студенту тоже нужны. Вот он и следил, чтобы они у студентов всегда были. Казалось бы, с позиций сего дня, жуткое самоуправство. Но русские горные инженеры XIX века оставили благодарные воспоминания о Валентине Платоныче. Конечно, если отношение не дружеское, если забывается, что учёба – это только игра, если театр превращается в арену, – это страшно…».


 

Юлия Валерьевна Варламова

кандидат филологических наук, доцент Департамента иностранных языков, работает в НИУ ВШЭ – СПб с 2010 года

«Хороший или идеальный студент для меня, конечно же, не оценивается рейтинговыми баллами или оценкой за успеваемость от 0 до 10. Это всего лишь цифры, которые не могут отражать ни внутренний мир, ни личные: социальные, психологические или биологические стороны студента. А ведь абсолютно в каждом студенте скрывается человек – личность. Личность думающая, со своим мировоззрением; с многосторонними интересами, включая профессиональные; этическими принципами и ценностями.

Конечно же, образ идеального студента складывается из многих качеств, таких как ответственность, добросовестность, пунктуальность, целеустремленность, отзывчивость. Идеальный студент всегда стремится познать что-то новое и всегда готов самостоятельно работать над поставленной задачей. Не надо забывать и такое качество, как порядочность, желание строить отношения с преподавателем и сокурсниками на основе взаимоуважения.

Сложилось так, что в текущем учебном году мне пришлось познакомиться и работать с бакалаврами 1 курса образовательной программы «ГМУ». Для меня именно эти первокурсники стали идеальными студентами. Каждому из них удалось проявить свою индивидуальность. И каждый студент этой программы был способен ясно выразить свои эмоции, выделить приоритеты во время занятий. Они показали свои внутренние ресурсы. Это важно для профессиональной деятельности и коммуникаций. И с ними всегда легко общаться. Они открыты и искренни. Приятно их здоровое чувство юмора. Они не бояться шутить и экспериментировать! Хотелось бы пожелать всем успешно сдать экзамены и не потерять интерес к учебе за лето!»


Подготовили:
Барадулина Анастасия и Тимергалина Мария,
студентки 1 курса ОП «ГМУ»