• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление и аналитика в государственном секторе»

Институциональная экономика

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс институциональной экономики знакомит студентов с основными понятиями, характеризующими институциональную среду экономики, содействует пониманию ее значения в экономической теории и практике. Институты («правила игры» в обществе) определяют стимулы экономических агентов, их возможности и ограничения. Влияние институтов на эффективность размещения ресурсов подтверждается многочисленными эмпирическими исследованиями, как на микро, так и на макро уровне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение актуальных знаний о ключевых концепциях институциональной эконо-мической теории, ее месте в системе экономических дисциплин и перспективных направле-ниях институциональных исследований
  • Умение анализироваать возможности и ограничения государства в управлении институциональными изменениями и трансформацией институтов
  • Обретение навыков применения институционального анализа к разным областям социально-экономической политики государства и общественной деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание источников институциональных изменений. Понимание процесса отбора эффективных институтов. Способность анализировать зависимость от траектории развития. Умение применять теории институциональных изменений к современной России.
  • Знание основных гипотез неравномерности экономического развития. Умение анализировать их сильные и слабые стороны. Понимание роли политических и экономических институтов как факторов распределения ресурсов.
  • Знание отличий неоклассической и неоинституциональной теории фирмы. Умение объяснять границы фирмы и анализировать экономические организации с позиции теории прав собственности. Понимание отделения собственности о управления и связанных с ним проблем.
  • Знание экономического содержания категории «контракт». Способность раскрыть причины неполноты контрактов. Понимание природы оппортунистического поведения и его связи с асимметричностью информации. Способность объяснять происхождение неблагоприятного отбора и знать пути его предотвращения.
  • Знание экономического содержания категории «права собственности». Понимание значения и роли спецификации прав собственности. Способность различать альтернативные режимы прав собственности и обосновывать их преимущества и недостатки. Знание теорий возникновения и изменения прав собственности.
  • Понимание категории «социальный капитал». Знание способов измерения доверия и социального капитала. Умение анализировать отдачу от социального капитала. Понимание влияния социального капитала на функционирование формальных институтов.
  • Понимание содержания категории «трансакционные издержки» и его значения в развитии экономической теории. Умение классифицировать трансакционные издержки. Способность анализировать социально-экономические процессы и явления с учетом трансакционных издержек.
  • Умение анализировать проблему «принципал-агент» и ее связь с моральным риском. Владение классификацией типов контрактов и пониманием факторов, влияющих на их выбор. Формирование представления о роли доверия в экономике.
  • Умение объяснить происхождение и экономические функции государства. Знание теорий государства М. Олсона и Д. Норта. Понимание различий между обществами с ограниченным и открытым доступом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Трансакционные издержки
  • Экономическая теория прав собственности
  • Контрактные отношения
  • Институциональные теории фирмы
  • Экономическая теория государства
  • Институциональная динамика
  • Институты, экономический рост и развитие
  • Социальный капитал, сети и нормы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий МООС "Институциональная экономика"
    Экзамен проводится в письменной форме на on-line платформе Coursera. Курс «Экономика государственного хозяйствования» (на англ. языке). Адрес курса: https://ru.coursera.org/learn/institutional-economics Преподаватель Юдкевич Мария (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») Критерии оценивания: Оценка за финальный экзамен в свидетельстве о прохождении курса в пересчете на 10-балльную систему (процент правильных ответов переводится в 10-балльную шкалу; округление по правилам арифметики, например, 75% = 7,5 балла  8 баллов). Оценка за финальный на платформе Coursera.не является блокирующей. Она входит в итоговую оценку за курс с коэффициентом 0,4. Если накопительная оценка и оценка за экзамен на платформе Coursera не позволяют в сумме выставить положительную оценку (меньше 3,5), то пересдача предполагает вторичное прохождение курса на платформе Coursera.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Контрольная + 0.4 * МООС "Институциональная экономика" + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Институциональная экономика: новая институц. эконом. теория: Учеб./ МГУ им. М.В.Ломоносова; Под общ. ред. А.А.Аузана - 2 изд.- Москва : ИНФРА-М, 2011 - 447с.: 60x90 1/16-(Учеб. эконом. фак-та МГУ им. М.В.Ломоносова). (п) ISBN 978-5-16-004387-6 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/248615