Опубликована статья по проекту Зеркальных лабораторий
В журнале «Вопросы образования» опубликована статья Ирины Лисовской, Елены Омельченко и Альбины Гарифзяновой «Молодежь едет учиться в мегаполис: как не остаться в одиночестве», выполненная в рамках первого этапа работы Зеркальных лабораторий.
В 3 выпуске журнала «Вопросы образования» за 2024 год представлены результаты совместной работы Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Лаборатории социологических исследований КФУ. Ирина Лисовская, Елена Омельченко и Альбина Гарифзянова совместно написали статью «Молодежь едет учиться в мегаполис: как не остаться в одиночестве». В ней описаны сценарии социальной интеграции молодежи в большой город, а основным фокусом выступает чувство одиночества и изоляции в первые месяцы/годы проживания в новом месте. Уже сейчас статью можно прочитать на сайте.
Альбина Гарифзянова, к.ф.н., доцент кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального (Приволжского) университета
Статья посвящена биографическим сценариям иногородних студентов, которые приехали из больших, средних и малых городов в мегаполисы. Мы рассматривали два кейса. Это Санкт-Петербург, Высшая школа экономики, и Казань, Казанский федеральный университет. Было взято 63 биографических интервью, плюс мы брали уточняющие интервью уже после завершения поля. Мы исследовали то, как студенты преодолевают барьеры при включении в город, и какую роль играет город при выборе места учебы.
Мы попытались типологизировать истории жизни студентов и проявили авторский подход при выявлении сценариев социального включения, назвали их интересным образом. Важно, что в фокусе нашего внимания были не только студенты, которые могли рефлексировать по своему прошлому опыту, то есть выпускники или старшекурсники. У нас были интервью и со студентами младших курсов, что помогло посмотреть, каким образом происходит включение и адаптация на разных курсах и рефлексия об этом после определенного времени.
Этот проект интересен тем, что иногородние студенты и в Санкт-Петербурге, и в Казани подчеркивали важность города и его ресурсов. Университет не всегда был ключевым пунктом для выбора места учебы. Переезд в Казань – не менее привлекательный фактор для поступления в КФУ. Мероприятия, архитектура, сам город и его образ тоже играли большую роль при выборе университета. Например, в Санкт-Петербурге, Высшая школа экономики как университет рассматривалась именно как уникальное место взросления и получения образования, хотя город тоже играл не последнюю роль, так как Санкт-Петербург имеет образ культурной столицы России.
На мой взгляд, статья получилась на актуальную тему. Сейчас наше исследование продолжается, текущий проект посвящен изучению иногородних студентов, которые приехали из малых городов населением меньше 100 тысяч человек и сел. Будет интересно посмотреть их биографические траектории и включение в мегаполис.
Поздравляем коллег с публикацией и желаем дальнейших творческих успехов!
Лисовская Ирина Викторовна
Центр молодежных исследований: Научный сотрудник
Омельченко Елена Леонидовна
Центр молодежных исследований: Директор центра