• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

#ЦМИпишет: вышли публикации о российском стендапе и взрослении в терапевтической культуре

В рубрике «#ЦМИпишет» мы рассказываем о публикациях сотрудников Центра молодежных исследований. Сегодня делимся новыми работами научного сотрудника Дмитрия Омельченко и стажера-исследователя Анастасии Адреевой.

#ЦМИпишет: вышли публикации о российском стендапе и взрослении в терапевтической культуре

Photo by Yannick Pulver on Unsplash

В 60 номере журнала «Антропологический форум» вышла статья Дмитрия Омельченко «Переходя границы. Российский стендап: локальные и глобальные смыслы». В статье приведен подробный обзор развития стендап-сцены в России, обозначены ее уникальные черты, а также особенности профессионализации российских СА-комиков. Автор объясняет, как связан стендап с КВН и чем он от него отличается, почему сегодня более популярен индивидуальный юмористический формат, какие западные образцы используют российские стендап-комики, а от каких отходят, и как они строят свою карьеру.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Санкт-Петербург «Выбор жизненных стратегий талантливой молодежью и ее роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы “утечки мозгов”» (грант № 21-18-00122).

Дмитрий отмечает, что российских стендап-комиков отличает высокая мобильность, постоянные передвижения между городами и регионами, номадизм в жизненных и карьерных стратегиях. При этом для многих из них стендап не является основным источником заработка, вне стендап-сцены они могут быть, например, менеджерами, медперсоналом, ведущими. Также в статье подчеркивается, что российские стендап-комики лавируют между локальным и глобальным в процессе создания шуток и в ходе выступления, так как иногда важно сделать акцент на региональных особенностях, но чаще все-таки необходимо говорить более общими словами, стремиться к смешному для всех. 

«Локальное как бы сжимается, освобождая пространство на сцене для глобально российского. Во многом это можно связать со спецификой российской СА-комедии и с восприятием ее контента смеющимся. Люди, по мнению информантов, приходят в зал на локальный СА с определенными ожиданиями от шоу, будучи вряд ли настроенными на вариант экспериментальной комедии. Они ждут узнаваемого, разделяемого, конвенционального юмора, знакомого медийного формата, переносящего их в простую юмористическую реальность, в которой нет места сложной политической сатире или комическим рефлексиям на проблемы с транспортной доступностью родного города, например».

В Журнале исследований социальной политики (2024 г., № 1) опубликована статья Анастасии Андреевой «Взросление в терапевтической культуре: самоконтроль и самопознание как основа новой культурной модели». Эмпирическую базу исследования составили 40 глубинных полуструктурированных интервью с миллениалами из Санкт-Петербурга и Краснодара. В статье рассматриваются разные трактовки терапевтической культуры, особенности российского контекста, а также то, как она связана с взрослением молодежи. 

Статья подготовлена в рамках проекта «Взросление российской молодежи в 21 веке: поколенческий анализ», реализованного Центром молодежных исследований НИУ ВШЭ СПб в 2020–2022 гг. при поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Анастасия подчеркивает, что в России пока нет устойчивой психологической культуры, она неравномерно распространена среди разных социальных слоев и поколений. Исследование выявило следующую разницу в восприятии терапевтической культуры между возрастными группами: для «младших» миллениалов (18-23 года) она является чем-то само собой разумеющимся, а «старшие» миллениалы (38-43 года) относятся к ней более критично. При этом анализ показал, что молодые люди глубоко вовлечены в терапевтическую культуру, в том числе они рассматривают свое взросление через такие категории, как саморазвитие, самопознание и открытие себя. Они стремятся понять и принять себя, «проработать травму», постоянно ведут работу над собой в личностном и профессиональном плане. 

«Терапевтическая культура в значительной мере определяет формирование новой культурной модели взрослости. Терапевтический нарратив становится одним из основных способов, с помощью которого люди представляют себя и свой путь к взрослости. Концепции осознанности и контроля над собой, активно культивируемые в рамках терапевтической культуры, становятся основными критериями взрослости. В этом контексте все аспекты жизни, от планов на будущее до романтических отношений, оцениваются и интерпретируются через призму терапевтической культуры».