• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как прошел 2023 год для Зеркальных лабораторий

Вот и подошел к концу третий и финальный год проекта «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции»‎. 18 декабря команда Зеркальных лабораторий провела финальную встречу и подвела итоги исследовательской и научной работы за 2023 год.

Как прошел 2023 год для Зеркальных лабораторий

ЦМИ

В 2021-2022 году работа исследователей была в основном посвящена сбору эмпирических данных, благодаря чему удалось взять 63 качественных интервью и провести анкетирование 847 студентов. В 2023 году главной задачей стала аналитическая обработка данных. Вот к каким выводам пришла исследовательская команда в результате кропотливого анализа. 

Во-первых, было выделено шесть сценариев включения – «включение как приключение», «исследовательски-приключенческий», «осознанная полезность: сценарий гражданства заботы», «стратегический: тусовкам – нет, карьере – да», последние два сценария, скорее, драматичные – «драма включения: длительный поиск своих» и «драма непризнанности: «мне комфортнее быть одной…» (подробнее о каждом сценарии можно прочитать здесь).  Существуют три основных канала социального включения молодежи: прагматический (через карьерные мероприятия), социальный (через общественно-полезную деятельность) и гедонистический (самостоятельное освоение города через досуговые и культурные заведения). 

В процессе включения студенты сталкиваются с различными сложностями и барьерами. Первичные барьеры – это бытовые трудности, которые студенты преодолевают за первые полгода. Вторичные барьеры связаны с личным дискомфортом от жизни в новых условиях, с неравенством и отсутствием экосистемы включения. Они возникают спустя некоторое время жизни в новом городе и молодежь совладает с ними продолжительное время. 

Университет занимает очень важное место в процессе социального включения. Наиболее благоприятная и успешная для молодежи роль – роль «университета-проводника», когда после участия в университетских активностях и накопления социального капитала молодые люди выходят в город. К сожалению, на данном этапе в исследуемых университетах фактически нет специальных экосистем для иногородних, поэтому университет только косвенно помогает преодолевать барьеры социального включения. Также относительно благоприятной является модель «университета-посредника», когда вуз выполняет исключительно информативную функцию о городских студенческих организациях, к которым молодежь может приобщиться. Наименее успешными моделями становятся модели «не принимающего университета» и «университета-теплицы». Обе модели характеризует то, что социальное включение в городе имеет вынужденный характер, однако в первом случае оно происходит сразу после переезда, в другом случае – после выпуска. Эти модели способствуют развитию драматичных сценариев.

Именно поэтому необходимо создавать экосистемы, ориентированные на иногородних студентов, которые помогут им преодолевать структурные барьеры и гармонично вливаться в городскую и университетскую среду после переезда. Выстроенная с учетом интересов молодежи система поддержки университетом способствует расширению связей, социального капитала и развитию креативного потенциала иногородней молодежи. Слаженная работа университетских сервисов в отношении иногородних студентов может стать фактором креативного развития городов.

Итоги года в цифрах

Проведено 6 научных семинаров

Подготовлено 3 статьи

В проектную деятельность вовлечено 112 студентов

Прошли 4 проектных группы

Был запущен 1 учебный курс МАГОЛЕГО «Молодежь и миграция»

Написаны 2 курсовые по теме проекта, 1 ВКР и готовится 1 кандидатская диссертация

Состоялось 2 стажировки 

Из презентации Ирины Лисовской

В следующем году мы продолжим нашу работу, но уже с новой темой проекта. Следите за новостями на сайте!