• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«‎Миграционные тропы студенческой молодежи: как (не)остаться одному?»‎: презентация результатов проекта Зеркальных лабораторий на семинаре СОЦ UP

В последнее время мы много говорили о миграции, в том числе студенческой. Но что происходит после переезда в другой город? Удается ли вчерашним школьникам и бакалаврам найти новых друзей, любимые места и увлечения? И все ли хотят их найти?
Ирина Лисовская и Альбина Гарифзянова рассказали о результатах анализа 62 интервью с иногородними студентами, взятых в рамках проекта «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции»‎.

«‎Миграционные тропы студенческой молодежи: как (не)остаться одному?»‎: презентация результатов проекта Зеркальных лабораторий на семинаре СОЦ UP

Photo by Aleksandr Popov on Unsplash

Почему именно иногородняя молодежь?

В то время как интеграция иностранных студентов хорошо изучена и вузы активно разрабатывают их адаптационные программы, иногородние студенты продолжают оставаться вне фокуса внимания, смешиваясь с основной массой студентов. Фокусом данного исследования становится включение иногородней молодежи и опыт проживания одиночества в большом городе. Социологи выделили несколько сценариев или “троп” на основе рассказов иногородних студентов Санкт-Петербурга и Казани.

Включение как приключение

При этом сценарии включение превращается в приключенческую сагу, покорение важной жизненной вершины. Этот сценарий характерен для Санкт-Петербурга, поскольку среда университета играет здесь очень важную роль. Студенты в кратчайшие сроки стремятся включиться в университетскую жизнь, пытаются участвовать в разнообразных проектах  и обрастают огромным количеством социальных связей. Одиночество при таком сценарии может быть как проблемой, которую необходимо преодолевать, так и ресурсом к накоплению «‎быстрого» опыта. Нарративы, таким образом, превращаются в героические притчи о преодолении трудностей. 

Приключения: найти жизнь за МКАДом

Этот сценарий характерен для студентов из Москвы и Санкт-Петербурга, которые приезжают в Казань как в «‎город-сказку», чтобы получить жизненный опыт и повзрослеть вне зоны своего комфорта. Включение становится поиском аутентичности и неординарных увлечений, проходит одновременно с исследованием города. Одиночество для таких студентов больше похоже на сознательный выбор, это ресурс для накопления опыта и смены темпорального режима. 

Осознанная полезность: сценарий гражданства заботы

Для данного сценария характерна борьба за право на город. Студенты пытаются не только встроиться в городскую жизнь, но и быть полезным городу, почувствовать себя местными. Молодые люди стремятся сопротивляться чему-то динамичному и претенциозному. Финалом сценария становится продвижение собственных идей или участие в крупных проектах. Одиночество в этом сценарии сильно не фигурирует, либо становится незначительным препятствием, о котором «‎некогда переживать».‎

ЦМИ

Драма включения: длительный поиск своих (Санкт-Петербург)

Молодые люди ищут свое место в динамичном и перенасыщенном активностями городе, при этом сталкиваясь с большим количеством разочарований. Студенты длительное время перебирают друзей и компании в попытке найти «‎своих»‎, а момент «‎обретения» становится ярким и желанным событием‎. Одиночество проживается очень интенсивно, как изоляция и исключение. 

Драма непризнанности (Казань)

Данный сценарий характерен для магистрантов, которые имеют опыт обучения в бакалавриате другого вуза. Студентов преследует чувство недооцененности, из-за чего они пытаются встраиваться в город в поисках ярких впечатлений. При этом отношения с городом не складываются и молодые люди находят свое место на окраине. Одиночество не артикулируется, но оно присутствует и выражается в исключенности из пространства университета и сложностях поиска своего места в городе. 

Стратегический сценарий: тусовкам — нет, карьере — да

Этот сценарий характеризуется постоянным поиском рационального зерна. Студенты стараются стратегически использовать пространство города и пространство университета для монетизации опыта, для максимального использования всех существующих возможностей. Такие молодые люди прохладно относятся к тусовкам и активностям. При этом для них одиночество, с одной стороны, — ресурс, а с другой стороны — тормоз, мешающий получить больше выгоды. 

 

Сценарии социального включения молодежи, как книга или фильм, состоит из составных частей. Сюжеты этих сценариев многослойны и связаны с проживанием изоляции и одиночества, которое определяется молодыми людьми по-разному.  Университет может выступать стартовой площадкой для включения и адаптации, но в то же время динамичная и конкурентная среда может выталкивать студентов, которым нужно больше времени для интеграции. Вопрос лучшей адаптации студентов в новом для них месте — это вопрос для плотного изучения разных контекстов социального включения, в частности, путей выстраивания стратегических решений, роли личного агентства и амбиций. Часто кажется, что студенты — это самая исследованная группа, о которой мы все знаем. Тем не менее, находится много тонкостей, не лежащих на поверхности, которые могут объяснить внезапные отчисления из университета, плохую успеваемость, изоляцию, нежелание включаться в активности и другие важные стороны обучения в университете. В этом плане университеты могут создавать условия, которые помогут молодежи заявлять о себе, лучше раскрываться (не только в университете) и выстраивать коммуникации с городом, а также находить и реализовывать себя в нем.