• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методологический семинар студенческой проектной группы Санкт-Петербурга и Казани: обмен опытом для будущего исследования иногородней молодежи Петербурга

29 ноября прошла встреча студентов проекта «Санкт-Петербург глазами приезжей молодежи» и студентов бакалавриата КФУ, на которой участники делились опытом летней экспедиции в Казани, обсуждали результаты анализа качественных данных проекта Зеркальных лабораторий и прорабатывали дизайн будущего исследования в Санкт-Петербурге.

Методологический семинар студенческой проектной группы Санкт-Петербурга и Казани: обмен опытом для будущего исследования иногородней молодежи Петербурга

Photo by Daria Nepriakhina on Unsplash

Студенческий проект «Санкт-Петербург глазами приезжей молодежи: образы города, пути социального включения в жизнь мегаполиса» реализуется в рамках программы Зеркальных лабораторий Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ и Лаборатории социологических исследований КФУ. В прошлом учебном году студенты взаимодействовали в рамках основного исследовательского проекта «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции», в ходе которого проделали дискурс-анализ, а также собрали качественные и количественные данные в Санкт-Петербурге и Казани. Летом 2022 студенты НИУ ВШЭ в рамках экспедиции занимались изучением опыта социального включения иногородних выпускников КФУ. Текущий проект является продолжением летней экспедиции с фокусом на студентах бакалавриата вузов Петербурга, что позволит дополнить эмпирическую базу основного проекта Зеркальных лабораторий.

На встрече 29 ноября текущие участники проекта встретились с казанскими студентами, которые поделились результатами анализа качественных данных проекта «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции». Также магистрантка 2 курса ССА и участница летней экспедиции Таисия Егорова рассказала об опыте полевой работы в Казани и дала советы по сбору walking-интервью.

Петрунина Дарья

Хайруллина Дина, студентка КФУ, представила доклад «Барьеры социального включения в город в контексте образовательной миграции», который был подготовлен в рамках курсовой работы на базе проекта Зеркальных лабораторий. Для анализа использовались качественные данные проекта, собранные весной 2022 года в Казани.

Петрунина Дарья

В результате анализа Дина выделила 6 категорий барьеров социального включения в город: экономические, географические, эмоциональные, этнические, бытовые и социо-культурные. Интересной находкой для Дины стало отсутствие инфраструктурных барьеров в нарративах информантов. Для студентов, активно вовлеченных в активистскую деятельность, город представляется в более позитивном ключе.

Также Дина рассказала об опыте летней экспедиции в Казани — она принимала участие в обсуждениях инструментария и финальных презентаций. Студентка отметила, что хотела бы дополнить базу для курсовой именно walking-интервью, чтобы лучше отразить барьеры включения в город.

Анна Кузьмина, студентка КФУ, выступила с докладом «Мотивы переезда и образ города Казань среди респондентов», который также был подготовлен в рамках курсовой работы на основе качественных данных Казани 2022 года. Среди мотивов переезда Анна выделила образовательные, социо-культурные, семейные, «бесперспективность родного города», а также «неоднозначные молниеносные решения». Анна отмечает, что каждый мотив и сформированный образ города — комплексный, респондентов нельзя поделить на группы.

В течение проживания образ Казани трансформировался и связывался с различными аспектами жизни респондентов: от связи с архитектурой и культурной жизнью к студенчеству и университету, и дальше к близкому окружению.

После выступления казанских студентов магистрантка ССА НИУ ВШЭ Таисия Егорова представила свой доклад-рефлексию на полевой опыт экспедиции в Казань летом 2022 года. Таисия рассказала о том, как собирались данные, какие нюансы и сложности возникали при walking-интервью и работе с ментальными картами, а также какие типы мест Казани были выделены в результате анализа.

Петрунина Дарья

Метод walking-интервью в экспедиции включал одновременную работу двух интервьюеров, Таиссия подробно рассказала, как подготовиться к работе в парах и на какие моменты нужно обратить внимание. Очень важным этапом работы является коммуникация напарников-интервьюеров — необходимо заранее распределять роли, делиться ощущениями и поддерживать друг-друга не только в процессе интервью, но и после.

Петрунина Дарья

На основе walking-интервью и ментальных карт были выделены такие типы мест, как символические, «места силы» (рекреационные), туристические и социально-биографические. Таисия отметила, что сочетание методов walking-интервью и ментального картографирование позволяет структурировать историю взаимодействия с городом и получить более полную картину опыта включения.

Если информант описывает какую-то достопримечательность, то мы спрашиваем, в какой момент произошло знакомство с местом и что с ним связано — Таисия Егорова.

Петрунина Дарья

После обсуждения докладов команда проекта «Санкт-Петербург глазами приезжей молодежи» представила дизайн исследования. На данный момент в рамках проекта уже проведены первые ридинг-группы и выбран основной теоретический концепт.

Петрунина Дарья

В данном проекте исследователи хотят понять, как гражданственность становится ресурсом, который позволяет преодолеть барьеры включения и адаптации в городе переезда, а также как вовлеченности в городе помогают накапливать социальный капитал и как с накоплением опыта изменяются образы города. Именно поэтому в отличие от проекта прошлого учебного года будут изучаться университеты разных профилей, чтобы выстроить разные типы социального включения.

Дальнейшая работа проектной группы нацелена на доработку дизайна и гайда интервью, а также разработку стратегии walking-интервью в Санкт-Петербурге. После методологической проработки стратегии сбора данных начнется полевой этап проекта, запланированный на февраль-апрель 2023 года.

Также в планах исследовательской команды проекта Зеркальных лабораторий продолжение методологических встреч по схожим тематикам проектов и курсовых работ с целью накопления материала для разработки совместного онлайн курса ЦМИ и ЛСИ для студентов-магистрантов социологов НИУ ВШЭ и КФУ.

 

Желаем команде проекта продуктивной работы и с нетерпением ждем результатов!