• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я знаю, что я взрослый человек. Я не чувствую себя им». Социологи выясняют, как взрослеют российские миллениалы

В Мониторинге общественного мнения вышла статья Алены Кравцовой и Евгении Кузинер «Быть взрослым и/или уметь им быть: модели взросления ранних миллениалов». Исследовательницы проанализировали 40 интервью с тридцатилетними и сорокалетними жителями Санкт-Петербурга и Екатеринбурга в поиске ответа на вопрос: что значит быть взрослым?

«Я знаю, что я взрослый человек. Я не чувствую себя им». Социологи выясняют, как взрослеют российские миллениалы

Elijah O'Donnell on Pixels

В новой статье исследовательницы анализируют опыт становления взрослыми двух возрастных когорт миллениалов 28-33 года и 38-43 года. Эмпирическую базу составили 40 интервью, собранные в рамках экспедиций проекта «Взросление российской молодежи в 21 веке: поколенческий анализ». Интервью проводились с жителями двух крупных городов (Санкт-Петербург и Екатеринбург), в выборку вошли женщины и мужчины с разными социально-экономическими статусами: имеющие детей и бездетные, с высшим образованием и не завершившие обучение, женатые, живущие в партнерстве или «свободные» от отношений люди.

Социологи стремились понять, что же такое взрослость, является ли она для людей возрастным этапом или же это скорее набор навыков и умений, которые человек приобретает в ходе получения жизненного опыта.

Исследовательский вопрос заключается в том, как современные 30-летние и 40-летние воспринимают взросление и взрослость с точки зрения общепринятой модели взросления и долженствования («идеал- типическая модель взросления») и собственных индивидуальных представлений в рамках своего жизненного курса («индивидуальная модель взросления»). В ходе полуструктурированных глубинных интервью информанты подробно рассказывали про каждый этап взросления, начиная с детских и школьных лет и заканчивая тем этапом, в котором они находились на момент интервью. По ходу интервью подробнее обсуждались вопросы, связанные с маркерами взросления: сепарация от родительской семьи, самостоятельная жизнь, партнерство/брак, рождение собственных детей, образование и карьера (А. Кравцова, Е. Кузинер)

Информанты отвечали на такие вопросы как «считаете ли вы себя взрослым?», «когда вы осознали себя взрослым?», «кто такой взрослый человек?» и другие.

Оказалось, что миллениалы критично воспринимают общепринятую модель взросления (переезд от родителей, финансовая независимость, рождение детей), а сама взрослость кажется им даже «скучным», «мрачным» и нежелательным состоянием. Социологи пришли к выводу, что для миллениалов гораздо более важными критериями взросления являются осознанность, умение брать ответственность и желание заботиться о других.

В статье социологи приводят прямые цитаты информантов, рассказывают о взрослении как социальном конструкте и выделяют главные критерии взросления миллениалов. Предлагаем вам прочитать статью и попробовать самим ответить на вопрос: что значит быть взрослым?

Ссылка на статью: Кравцова А. Н., Кузинер Е. Н. Быть взрослым и/или уметь им быть: модели взросления ранних миллениалов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. No 2. С. 120— 139. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2141