• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

ЦМИ принимает гостей из Караганды

На прошлой неделе для обмена опытом Центр посетила руководитель исследования по изучению уровня информационной культуры казахстанской молодежи Асель Мырзахметова. Вместе с коллегами из Карагандинского университета на общем семинаре она рассказала о задачах, результатах и планах проводимого исследования.

ЦМИ принимает гостей из Караганды

Архив ЦМИ

Знакомство социологов произошло в Казахстане, когда команда ЦМИ посетила Нур-Султан и Караганду, собирая поле для проекта «В тени ГУЛАГа...». Пришла очередь Санкт-Петербурга принимать зарубежных гостей.

На общем семинаре коллеги из Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова подробно рассказали о своем проекте. Исследование «Формирование информационной культуры казахстанской молодежи как фактор роста интеллектуального потенциала общества» охватывает три населенных пункта Казахстана – Караганду, Тимертау и Сарань, а проводится в течение трех лет — с 2020 по 2022 год.

В проекте участвуют:

Асель Мырзахметова, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнологии и Отечественной истории;

Игорь Хлебников – старший преподаватель кафедры всемирной истории и международных отношений;

Татьяна Резвушкина – старший преподаватель кафедры социологии и политологии;

Наталья Карасева – старший преподаватель кафедры социологии и политологии.

Смешенный формат собраний в эпоху ковида - обычное дело. Нас слышно? Скажите что-нибудь!
Архив ЦМИ

Объектом исследования выступают учащиеся школ, ВУЗов, колледжей, а также учителя и преподаватели. На данный момент проведен онлайн-опрос более 2500 респондентов, — ковидные ограничения перенесли всю работу по сбору анкет в диджитал-пространство. Исследование отличается глубокой проработкой понятия «информационная культура молодежи» и оценивает не только уровень знаний учащихся, но и их навыки работы с информацией, изучает их потребности и ценности, нормы и ожидания.

Исследователи отмечают довольно низкий уровень ответственности учащихся по отношению к этическим вопросам использования информации, например, плагиату. Снисходительное отношение к копированию чужих работ со стороны учителей в школе может привести к процветанию хищнических журналов в университете – Казахстан является одним из мировых лидеров по количеству публикаций в хищнических журналах (см. «Кому и за что платят ученые Казахстана»). Проводимое исследование помогает ответить на вопрос: «какие риски влечет за собой низкая информационная культура молодежи?» и разобраться, какие факторы понижают или повышают эту культуру.

Следующий этап работы над исследованием – проведение фокус-групп, продолжение анализа собранных количественных данных и разработка рекомендаций. Желаем коллегам успехов в проведении исследования, насыщенных нарративов и удивительных находок! Знакомство с социологами Карагандинского университета и их работой было вдохновляющим, и мы надеемся на дальнейшее научное сотрудничество.