• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужно дать молодым предпринимателям фактически управлять самими собой»

Елена Омельченко и Яна Крупец 10 декабря приняли участие в круглом столе, организованном Общественной палатой РФ. Что нужно молодым предпринимателям, какие проблемы возникают при организации помощи от государства и каковы итоги обсуждения - рассказывает Яна Крупец.

«Нужно дать молодым предпринимателям фактически управлять самими собой»

Photo by Akson on Unsplash was used

10 декабря в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Молодежное предпринимательство: текущий ландшафт и планы развития». На него в качестве экспертов из академической среды были приглашены Елена Омельченко и Яна Крупец. О содержании собрания и его выводах рассказывает Яна Крупец.

Крупец Яна Николаевна,
Центр молодежных исследований: Заместитель директора центра

Мы очень рады, что нас позвали на круглый стол, потому что эта площадка, организованная Общественной палатой РФ, собрала широкий пул экспертов. Там были сами представители Общественной палаты, представители органов исполнительной власти, представители бизнеса – молодые предприниматели, и представители академической среды – мы и коллеги. А также эксперты, которые работают в сфере организации всевозможных поддерживающих площадок для развития навыков предпринимательства и поддержки молодых предпринимателей.

Тему по молодёжному предпринимательству мы изучаем уже два года, и на будущий год мы тоже подали заявку на продолжение. Актуальность собрания связана с тем, что сейчас интенсивно развивается крафтовое предпринимательство как отдельный, можно сказать, сектор экономики и мы наблюдаем так называемую третью волну крафта. И это не только в Петербурге. В мире, в развитых странах, происходит развитие, значительный рост такого рода предпринимательских проектов. В связи с этим нам показалась эта тема важной - в Петербурге такие креативные пространства очень активно развиваются. И много молодёжи туда вовлекается, потому что это близко им по ценностям, по стилю жизни. И сейчас особенно актуально станет наше исследование. На будущий год мы планируем, если поддержат наш проект снова, посмотреть, как коронавирус повлияет на этот бизнес.

Нас позвали как учёных, и основной акцент в нашем выступлении был на рекомендациях: что нужно сделать, чтобы молодым предпринимателям, простыми словами, легче жилось. На основании исследований, проведенных в 2019 и 2020 годах, мы рассказали, что с перспективы наших информантов - молодых предпринимателей, очень важны несколько вещей. В первую очередь, это выстраивание диалога с органами власти. Наше исследование показало, что, в общем-то, молодые предприниматели и государство говорят на разных языках и молодёжь сама не ищет какой-то поддержки от государства и не ждёт патернализма. Но при этом, даже если предприниматели приходят на сайты, информация на которых может быть им полезна, они боятся вот этого бюрократического языка. Этот язык их скорее отпугивает. И нужно искать посредников-переводчиков, вроде блогеров, медиа, чтобы искать общий язык, на котором можно договориться. Кроме того, наше исследование показало, что предприниматели, конечно, разные. Но в сфере крафтовой экономики выход на этот рынок достаточно простой. Тебе не нужно много денег и тебе не нужно много знаний. Всё это ты приобретаешь в процессе. Но при этом, когда ты хочешь развивать свой бизнес, то там у тебя появляются проблемы. Многие упираются в предел своих физических возможностей, сколько они могут шить или делать горшков в день, например. При этом денег на расширение, масштабирование у них нет или они не знают, как это сделать. Или у них проблемы с продвижением собственного бизнеса. И на этом моменте им больше нужна поддержка, чем при открытии. Потому что много инициатив направлены на то, чтобы помочь молодым организовать свой бизнес. А вопрос здесь не столько организации, сколько продвижения и развития.

В этом году исследование предпринимателей в сфере крафта показало, что важно давать возможность молодым самообразовываться, поддерживать образовательные инициативы, чтобы они сами себя и своё окружение учили. Это становится ресурсом дальнейшей профессионализации, такой peer-to-peer learning, который оказывается очень эффективным.

В рамках круглого стола много говорилось о том, что необходим системный подход в поддержке, но при этом есть опасность забюрократизировать и заформализовать помощь молодым предпринимателям. Молодёжь как раз идет в этот бизнес ради того, чтобы заниматься любимым интересным делом, и их внутренняя мотивация, креативность, творчество и свобода могут быть загублены такими формализованными процедурами. В этом смысле им нужно давать пространство для самоорганизации и творческого самовыражения, приглашать их на мероприятия, где они могли бы высказаться и дать им фактически управлять самими собой. Молодые предприниматели, повторюсь, не ждут патерналистского отношения от государства, им не нужна опека, забота. Скорее нужно, чтобы им не мешали и при этом создавали комфортную среду для самореализации.

 

Конкретные рекомендации по итогу круглого стола Общественная палата передаст Правительству Российской Федерации.

 

Подробнее о собрании можно прочесть на сайте Общественной палаты РФ.