ДА – это дискурс-анализ. В фокусе социологов молодежная политика (и не только)
В июле 2020 года в ЦМИ стартовал новый проект, посвященный антикризисному потенциалу молодежных политик. Социологи соберут интервью с экспертами из регионов России, Греции, Великобритании, Германии и Финляндии, и уже проводят дискурс-анализ документов по молодежной политике этих стран. Мы поговорили с исследователями проекта Искэндэром Ясавеевым, Анастасией Саблиной и Алиной Майбородой о перспективах метода дискрус-анализа в данном исследовании, а также вспомнили об опыте его применения в прошлых проектах.
Напомним, что в июле 2020 года Российский фонд фундаментальных исследований поддержал конкурсную заявку Центра молодежных исследований на реализацию проекта «Антикризисный потенциал молодежных политик в России и Европе в эпоху глобальных рисков: национальное воображаемое, патриотизм и социальная вовлеченность» под руководством Елены Омельченко. За это время исследовательская команда провела ряд рабочих семинаров, разработала исследовательские инструментарии и уже приступила к полевому этапу работы над проектом.
Расскажите о проекте «Антикризисный потенциал молодежных политик в России и Европе в эпоху глобальных рисков: национальное воображаемое, патриотизм и социальная вовлеченность» от «первого лица». Какая цель и задачи проекта? В чем перспектива исследования?
Цель проекта – исследовать молодежные политики пяти европейских стран: России, Греции, Великобритании, Германии и Финляндии для сравнения, каким образом понимается молодежь, на что нацелена национальная молодежная политика, в каких терминах она формулируется, какие вызовы, стоящие перед молодежью проблематизируются и какие ответы предлагаются на эти вызовы. Каким является национальное воображаемое – образ страны в настоящем и будущем, как понимается патриотизм и какие “режимы” социального и гражданского участия молодежи заложены. Мы попытаемся определить, какие риторические форматы доминируют в молодежной политике – например, риторика опасности и/или риторика наделения правом. Предыдущие исследования Центра молодежных исследований показали, что в России, например, в молодежной политике доминируют риторические идиомы опасности и неразумности.
Почему были выбраны конкретно эти страны?
Выбор стран был связан со стремлением представить разнообразие молодежных политик в Европе. Несмотря на унифицирующее воздействие Евросоюза молодежные политики продолжают быть различными, по-разному определяя молодежь и стратегию действий в отношении нее и вместе с ней. Так, в рамках выбранной страны - модели молодежной политики - мы анализируем различия в практиках конструирования молодежи как социальной группы. Социальные политики европейских стран значительно различаются - в частности в Северной Европе превалирует скандинавская модель государства всеобщего благосостояния, в Великобритании мы видим значительные различия молодежных политик между государствами Уэльс, Северная Ирландия, Шотландия и Англия, а Греция критикуется в связи с малым фокусом на молодежную повестку. Соответственно, молодежные политики нуждаются в отдельном рассмотрении и анализе в связи с локальной спецификой, несмотря на общие, отчасти унифицирующие политики Евросоюза.
В чем преимущество дискурс анализа? Почему используется конструкционистская парадигма?
Нам представляется, что конструкционистская исследовательская программа Ибарры и Китсьюза, предполагающая сосредоточение на риторических идиомах и лейтмотивах, является применимой и многообещающей в отношении анализа молодежных политик. Мы попытаемся “наложить” словари риторических идиом, разработанные в рамках конструкционизма, на нормативные тексты молодежной политики, чтобы определить ключевые риторики и лейтмотивы – повторяющиеся тематические элементы и фигуры речи, в сжатой форме выражающие или высвечивающие главные аспекты молодежной политики. Также мы предполагаем, что в процессе работы над нормативными документами мы будем использовать дополнительные методы дискурс-анализа для работы над конкретными тематическими блоками по ключевым задачам проекта.
Расскажите об опыте предыдущих исследований с помощью дискурс-анализа и конструкционизма?
Центр молодежных исследований уже использовал конструкционистский подход и не только для изучения риторики властей о молодежи. В 2017 году исследовательская группа ЦМИ изучала риторику участников молодежных сообществ в Дагестане в отношении тех, кто присоединился к ИГИЛ* (“Исламское государство Ирака и Леванта”, запрещенная в России террористическая организация). В дискурсе дагестанской молодежи были выявлены риторические идиомы, используемые в отношении “ухода” и “ушедших”. В высказываниях молодых дагестанцев по поводу “ухода в ИГИЛ*” отсутствовала драматичная риторика бедствия. Слова, использовавшиеся участниками молодежных сообществ в отношении тех, кто “ушел в ИГИЛ*”: “глупые”, “слабые”, “марионетки”, “неопытные”, “легко внушаемые” и прочее, соответствовали словарю риторической идиомы неразумности. Доминирующая в объяснениях “ухода” риторика неразумности указывала на отсутствие социальной дистанции между молодыми дагестанцами и теми, кто “ушел”. Информанты выражали сожаление и сочувствие по отношению к родственникам “ушедших” и связывали “уход в ИГИЛ*” с безработицей. Их высказывания предполагали необходимость развития социальной политики в Дагестане, возможностей образования и занятости, а не усиления репрессивных мер.
А некоторое время назад ЦМИ изучал конструирование смыслов поисковой работы в России по обнаружению останков и установлению имен незахороненных солдат Второй мировой войны. Российская власть дискурсивно встраивает поисковое движение в патриотическое воспитание граждан, формулируя смыслы поисковой работы в контексте милитаризованного патриотизма. Лейтмотивы властной риторики о поиске солдат: настоящий патриотизм, героизм, воспитание, гордость за Отечество и укрепление страны. Между тем лейтмотивом высказываний поисковиков о своей работе является несправедливость по отношению к незахороненным солдатам. Со стремлением восстановить справедливость связана главная для участников экспедиций идея поисковой работы – оповещение родственников о судьбе пропавшего без вести солдата. Поиск способствует пониманию трагедии семей, потерявших на войне своих близких. Государственной милитаристской риторике поисковики дискурсивно противопоставляют проблематизацию войны.
В данный момент в Центре молодежных исследований реализуется проект “Взросление в XXI веке: поколенческий анализ”, в рамках которого изучаются логики и особенности транзиции во взрослость российской молодежи в контексте поколенческих изменений в четырех локациях - Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Сведловской области и Краснодарском крае. Помимо сбора и анализа эмпирических данных - преимущественно, интервью, команда на данном этапе изучает нормативные документы федеральной и региональных молодежных политик, анализируя властные риторики. Изучаются как практики конструирования молодежи и молодости как жизненного этапа в нормативном дискурсе, так и режимы взросления, определяемые государственной молодежной политикой.
Мы надеемся, что настоящее исследование “Антикризисный потенциал молодежных политик в России и Европе в эпоху глобальных рисков: национальное воображаемое, патриотизм и социальная вовлеченность” позволит разобраться в основаниях современной молодежной политики в России в широком контексте европейских политик.
*ИГИЛ - запрещенная на территории РФ организация.
** Искэндэр Ясавеев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.