Молодость и веселая статистика: как прошла зимняя школа Современного социального анализа?
С 29 февраля по 1 марта 2020 года в Питерской Вышке прошла зимняя школа, на которой была представлена 21 магистерская программа. Все выходные будущие абитуриенты слушали лекции, обсуждали вопросы, связанные с поступлением, участвовали в мастер-классах и воркшопах и, конечно же, заводили новые знакомства! В этой статье мы расскажем, как прошла зимняя школа магистерской программы «Современный социальный анализ».
День первый
Знакомство с магистерской программой началось с приветственной речи и презентации Омельченко Елены Леонидовны, академического руководителя программы «Современный социальный анализ».Елена Леонидовна рассказала о преимуществах программы, ее конкурентоспособности и лидерских позициях среди магистерских программ в России, а также возможности участия в новой программе двойного диплома с итальянским университетом Тренто (Università degli Studi di Trento).
Руководитель программы обратила внимание на академические и прикладные навыки и компетенции, которые получают магистранты, особенности и преимущества социологического образования.Также Елена Леонидовна рассказала про карьерные возможности, одной из которых является стажировка в научной лаборатории.
На департаменте социологии учреждены четыре научные лаборатории: Лаборатория Сравнительных социальных исследований, Центр молодежных исследований, Лаборатория Социологии образования и науки, а также получившая недавно международный статус и новое наименование Лаборатория Социальной и когнитивной информатики.
Большая часть презентации была посвящена особенностям магистерской программы, а именно разделению обучения на два направления: социальный анализ молодежи и аналитика социальных данных, каждый из которых делает упор на качественную и количественную социологию соответственно. Подробнее про каждое из направлений рассказали руководители треков – Нартова Надежда Андреевна и Костенко Вероника Викторовна.
Надежда Андреевна руководит качественным треком «Социальный анализ молодежи». На зимней школе она рассказала, что в рамках данного направления студенты проходят такие дисциплины, как социологическая теория, молодежные исследования, качественные методы, научно-исследовательские семинары.
Учеба способствует развитию критического и аналитического мышления, студенты учатся различным видам коммуникации, самоорганизации и работе в команде.
Молодежь, сцены и солидарности, телесность, гендерные режимы, поколенческие различия, потребление – далеко не весь список возможных тем исследований в рамках курсовой работы и магистерской диссертации.
Также Надежда Андреевна рассказала про исследовательские экспедиции «Открываем Россию заново» и магистерские проекты – Дискуссионный клуб «18 +/-», Студия Документального кино и фотографии, исследовательские и другие творческие проектные инициативы программы.
Руководителем количественного трека «Аналитика социальных данных» является Костенко Вероника Викторовна. Она подробно рассказала о теоретических знаниях и практических аналитических компетенциях, которые получают магистранты.
Количественные методы - основной фокус трека, поэтому глубокое изучение статистики и языков программирования R и Python является неотъемлемой частью обучения. Одной из основных дисциплин Вероника Викторовна называет научно-исследовательский семинар, посвященный консультациям по написанию курсовых работ и ВКР. Также руководитель количественного трека преподает курс по прикладным исследованиям неравенств, на котором вместе с магистрантами разбирает социальную проблематику через призму количественного подхода в социологии.
Завершилась встреча обсуждением вопросов, связанных с поступлением и обучением. В ходе беседы выяснилось еще несколько важных аспектов: поступить на программу возможно с любым бакалаврским образованием; обучение у количественного трека со второго семестра проходит только на английском языке, а у качественного трека частично на английском; в Вышке 4 сессии в год; учеба проходит по вечерам в корпусе на канале Грибоедова и раз в неделю на Седова. Также была более подробно разобрана структура портфолио.
Оставшуюся часть дня участники зимней школы слушали лекции и принимали активное участие в семинарах и воркшопах от преподавателей программы.
Нартова Надежда Андреевна прочитала лекцию «Зачем нужна «молодость»? Как функционируют категории возраста в современно обществе». Она рассказала про социальную маркированность возраста, про то, как мы производим себя в качестве возрастных субъектов, и то, что возраст нельзя нейтрализовать ввиду его телесного проявления.
Основная часть лекции была посвящена молодости и проблемам её интерпретации в обществе. Надежда Андреевна говорила про актуализацию и популяризацию молодости, её некорректную романтизацию взрослыми, а также показала результаты последних исследований молодого поколения, которые говорят о снижении экономического благосостояния, появившиеся риски и опасности для молодёжи.
В рамках доклада Надежда Андреевна обсудила проблему продления срока финансовой зависимости молодежи ввиду увеличения продолжительности обучения и роста его стоимости, стигматизации и маргинализации молодежи, её эксплуатации в качестве рабочей силы на бесплатных или низкооплачиваемых стажировках, а также восприятие молодых специалистов как некомпетентных. В заключение Надежда Андреевна обсудила со слушателями будущее молодежи, понимание взрослости и специфику поколенческого подхода.
«Зимняя школа прекрасна, мне очень понравилось. Мне понравилось, что была возможность не просто узнать о программах, а еще и послушать лекции, посмотреть, как проходит учебный процесс, познакомиться с преподавателями. Я столько о них слышала, и они правда очень классные. Понравилась организация мероприятия, всё на уровне. В целом, это было полезно и познавательно, и я очень хочу сюда поступать. Насчет трека я уже думала. Вообще, по жизни я занимаюсь аналитикой данных, и изначально думала, что пойду на анализ данных. А сейчас уже не знаю. У меня есть друг, который закончил эту магистратуру в 2018 году. Он тоже аналитик, но в итоге выбрал качественный трек. Так что я в раздумьях», - Настя, специальность социальная работа.
Кольцова Елена Юрьевна, заведующая лаборатории Социальной и когнитивной информатики, провела лекцию «Скажи мне, кто твой друг»: что можно узнать об обществе и о людях, исследуя социальные сети». Лекция привлекла такое большое количество слушателей, что пришлось организовывать дополнительные места в аудитории.
Елена Юрьевна рассказала о лаборатории и социально-когнитивной информатике, а также о том, что можно узнать по цифровым следам, про исследования на основе данных социальных сетей и громкие случаи использования таких данных, про важность большой выборки, а также почему невозможно создать социальную физику.
Вторая часть лекции была посвящена рассмотрению инструментов интернет-исследований на примере проектов лаборатории – DigiFriends: socialcapital, DigiFriends: privacy, SocSig, FakeNews и HateSpeech. Участники попробовали себя в роли респондентов каждого проекта и получили новые знания о возможностях машинного обучения и интернета.
Также в первый день Александров Даниил Александрович, руководитель лаборатории Социологии образования и науки и преподаватель магистерской программы «Современный социальный анализ», провел общее для всех направлений пленарное заседание «Почему в точных науках мало женщин: гендерная дискриминация или свобода выбора?». В рамках лекции Даниил Александрович представил зарубежные количественные исследования, рассматривая проблему отсутствия женщин в точных науках с разных перспектив.
День второй
Второй день зимней школы был насыщен интерактивом. Ариф Эльвира Маратовна, научный сотрудник Центра молодежных исследований, провела воркшоп «Анализ видеоклипов: потребительские тренды 90-х и 2010-х».
Под руководством Эльвиры Маратовны участники зимней школы разбирались, что такое символы статуса, какие существуют видимые и невидимые признаки состоятельности, какой тип развития потребления был присущ России в 90-е годы.
Затем участники перешли к практической части воркшопа. Выявляли символы статуса на примере фрагментов фильма «Брат», анализировали связь между потреблением и массовой культурой в 2010-х на примере клипов блогера Лиззка и группы «Хлеб». Далее в группах участники самостоятельно выбирали яркие, по их мнению, клипы 2000-х и определяли их символы культуры потребления того времени.
«Зимняя школа неплохая. Понравилась лекция, которую сегодня проводила Эльвира Ариф по анализу видеоклипов. Понравилось также, что был какой-то фидбек, взаимодействие с аудиторией. Что мы не просто сидели и слушали какой-то начитанный материал. В этом году я не планирую поступать, потому что мне надо ещё один курс доучиться. Но в будущем планирую выбрать качественный трек», - Константин, специальность «Государственная и муниципальная служба».
После просмотра и анализа клипов Волченко Олеся Викторовна и Широканова Анна Александровна, научные сотрудники лаборатории Сравнительных социальных исследований, провели не менее интересный и познавательный воркшоп «Почему статистика может быть веселой?»
В первой части воркшопа будущим абитуриентам рассказали про лабораторию и исследования, которые реализуются в ее рамках, а также развеяли стереотипы о социологах-количественниках.
Вторая часть была посвящена развитию полезного навыка – умения объяснить сложные темы простыми словами, перевести с академического языка на научно-популярный. Олеся Викторовна отметила: «Вы должны уметь объяснять тему исследования своей бабушке, даже если это ядерная физика».
Участникам показали ролик по мотивам сказки «Красная шапочка», которая была рассказана с точки зрения научного отчета, и попросили проанализировать сложности восприятия такой информации.
Затем участников распределили по командам и дали задание – придумать презентацию научной статьи для целевой аудитории школьников 11-х классов, чтобы они поняли суть и логику исследования. Среди способов презентации проделанной работы были и комикс, и сценка.
Завершением двух насыщенных дней зимней школы стал круглый стол с магистрантами и выпускниками программы «Современный социальный анализ», в рамках которого ребята поделились опытом обучения и ответили на вопросы будущих абитуриентов в неформальной обстановке.
В ходе беседы участники обсудили мотивы и стратегии поступления в магистратуру, опыт работы в лабораториях в качестве стажёров-исследователей, магистерские исследования и многообразие их тем – от бездомности женщин до геймерского сообщества. Конечно, поговорили о насущных вопросах – сложностях при поступлении, учёбе, еще раз обсудили возможности участия в экспедициях и проектах. О своих личных впечатлениях от участия в экспедициях рассказала Евгения Кузинер – студентка 2 курса магистерской программы.
«Зимняя школа – это очень хороший формат для того, чтобы познакомиться с будущей магистерской специальностью, не во всех университетах это есть. Когда читаешь на сайте какие-то отрывки из комментариев выпускников и студентов, это все очень здорово и это всё представляется таким, как обертка от конфеты – очень интересно. А по факту, когда ты уже в этом всем, понимаешь, что это что-то не то. И здорово, что можно было в течение воркшопов попробовать себя, прикоснуться к учебе и понять, твое это или нет. Поэтому формат Зимней школы Вышки – это супер. Что самое интересное, можно было пообщаться со студентами и выпускниками. Когда тебе рассказывают про учебу непосредственно те, кто уже чем-то занимается, исследует и проходит примерно похожий путь, это тоже очень здорово. Ты можешь задать какой-то вопрос, который преподавателю ты бы, наверное, постеснялся задать, а так тебе могут рассказать, как лучше поступить, как оформить свое портфолио. И потом, в будущем ты можешь кому-то написать и по-дружески попросить помощи. Я очень рада, что есть такие форматы, и что есть возможность в таком участвовать. Насчет трека, если честно, не знаю. Мне интересны молодежные исследования, но мне так же интересны большие данные их анализ. Поэтому я разрываюсь, но, наверное, я все-таки выберу количественный трек», - Полина, специальность «Информационный менеджмент».
Спасибо всем участникам зимней школы 2020! Надеемся встретиться с вами снова уже в качестве студентов на нашей магистерской программе. Подробная информация о поступлении и обучении представлена на нашем сайте, а по возникшим вопросам пишите в нашу группу Вконтакте.