• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ESA 2019 в Манчестере

Конференция Европейской Социологической Ассоциации (ESA Conference 2019) – научное событие для социологов, где можно не только апгрейдить знания, но и почувствовать себя частью мирового социологического сообщества. В этом году на конференции выступила младшая научная сотрудница ЦМИ Алина Майборода.

ESA 2019 в Манчестере

– Алина, расскажи о конференции?

Конференция ЕСА проходит каждые два года; в 2017 году ее принимали греческие Афины, а сейчас – Манчестер. Конференция масштабная, с более чем 3.5 тыс. участников со всей Европы и не только. Пленарные заседания проходили в Бриджитуотер Холлэто главная концертная площадка в Манчестере. Ее огромный зал производит уникальное впечатление, когда ты оглядываешься и осознаешь, что весь зал занят социологами. При чем самых разных сфер: от социологии моды до здоровья, от тех, кто специализируется на big data до качественных, в том числе мобильных, методах сбора данных.

– Пользовалась ли ты грантами, чтобы поехать на конференцию?

– Я подавалась на трэвел-грант Вышки. Благодаря этому гранту и ЦМИ, я смогла присутствовать на конференции и представлять доклад по результатам проекта РНФ, рассказывала о том, как аниме фанаты преодолевают локальные барьеры и конструируют глобальную (суб)культурную идентичность. Подробнее о кейсе можно прочитать здесь.

– Как прошло твое выступление?

– Я выступала в последний день конференции, со мной в секции были коллеги из Финляндии, Швеции, Великобритании. Мне повезло, потому что в моей секции среди слушателей оказались коллеги, знакомые с локальным контекстом Дагестана, поэтому мы плодотворно пообщались после выступления. Я работаю над темой не один год, и некоторые вещи мне могут казаться понятными – взгляд «замыливается», а вопросы и отзывы дали мне идеи для более глубокой проработки темы. 

– Расскажи о панелях, что тебе удалось послушать, на каких секциях побывать?

– Это был непростой выбор, потому что примерно 50-70 панелей проходили в одно время с 9 утра до 10 вечера. Глаза разбегались: я открывала программу длиной в 500 страниц и не понимала, как выбрать всего одну секцию? В итоге, в первые два дня я была на методологических секциях и слушала про то, как работают с мобильными методами, к примеру, с методом «go along». Еще на этой секции было много докладов про работу с качественными данными относительно недоступных для анализа групп.

– Расскажи про какой-нибудь доклад, который тебе запомнился в этом направлении?

Елена Рождественская рассказывала о том, как, используя биографический метод, анализировать CV топ-менеджеров в крупных российских компаниях. Меня удивило, что среди более тысячи проанализированных Еленой Юрьевной CV, была только одна девушка, все остальные – мужчины. Это такие вещи, которые нам говорят о стеклянном потолке.

– Первые два дня ты посещала методологические секции, а следующие два?

– А следующие два – секции по молодежным исследованиям. Тут надо сказать про формат конференции. Насколько я помню, есть 35 различных секций или направлений, и у каждой – свой программный комитет.

– Что это значит для участников?

– Если ты подаешься на секцию по молодежным исследованиям, например, то твоя заявка отбирается внутри этой секции, не в масштабе всех панелей конференции.

– Расскажи подробнее про секцию по молодежным исследованиям.

– Было 86 докладов и 12 секций каждый день. Рассказывали про то, как молодые жители Хельсинки взаимодействуют с городом. Коллеги предложили использовать концепт городского капитала, созданного на основе социального и субкультурного капиталов, то есть те эмоциональные связи, которые нарабатываются относительно городского пространства. Было много докладов про отдельные кейсы: молодых иранских феминисток, органы опеки в России…Мне понравилось, что мы говорили не только об успешных кейсах, но и о провалах. Что делать, когда интервью или фокус-группы идут не так, и каким образом можно вынести из этого пользу на будущее? Коллеги из Финляндии рассказывали про фокус-группу по проекту, посвященному алкоголю и его потреблению в молодежной среде. Так случилось, что все общение на фокус-группе строилось на том, что информанты отвечали да/нет, не было групповой динамики. Мы анализировали ситуацию с точки зрения того, почему это случилось и как можно с этим работать.

– Почему тебе кажется важным это обсуждать?

Это создает пространство для роста. Подобные истории «неуспеха» дают многое: ты знаешь, что такое случается, анализируешь, почему и как в будущем сделать так, чтобы такого не повторилось. 

– Какие темы обсуждались на пленарных заседаниях?

Была полезная встреча с тремя редакторами высокорейтинговых журналов, где участники задавали интересующие вопросы. Это круто, потому что мы не имеем возможности в своей повседневности общаться с людьми, которые решают судьбу наших статей. Редакторы поделились лайфхаками, как сделать процесс подачи статьи успешнее. К примеру, нас заверили, что ничего страшного нет в том, что твоя статья получит 3-5-7 отказов до того, как найдется «тот самый» журнал и тебе придет заветное письмо о том, что статья принята к печати. Также авторов волнует необходимость переделывания библиографического списка и всего шаблона статьи после каждого отказа. Несмотря на то, что редакторы не смогли сойтись в едином мнении на этот счет, все же такая не самая креативная работа показывает серьезный настрой автора публиковаться именно в этом журнале.

– А было ли что-то такое, что тебе показалось минусом конференции?

– Насыщенность программы и ее крутость – это одновременно и плюс, и минус. Не было времени пообщаться с коллегами, узнать город. Хотя может это случилось только со мной, потому что я решила плотно посещать мероприятия с утра до вечера. Было бы здорово пообщаться, но не пропускать важные доклады. Ну и, похоже, организаторы не рассчитали количество людей на методологических секциях по качественным данным: слушатели в аудиториях сидели, стояли, а вокруг было небольшое пространство для выступающего; двери были открыты, а за дверьми – опять люди стояли, сидели

– Удалось ли в такой интенсивность конференции составить представление о городе, перемещаясь от одного важного доклада до другой интересной секции?

– Мне очень понравился Манчестер! Хотя это и индустриальный город, но он развивающийся, современный и красивый.