Сотрудники ЦМИ выступили на семинаре, посвященном креативному труду
Маргарита Кулева стала организатором международного семинара, на котором вместе с другими российскими и зарубежными коллегами свои доклады представили Анастасия Саблина и сама Маргарита.
14-15 октября при поддержке Центра изучения Германии и Европы и НИУ ВШЭ –Санкт-Петербург состоялся международный семинар “Creative labour revisited: cultural production in distinct institutional environments” («Переосмысливая творческий труд: культурное производство в различающихся институциональных средах»). Местом проведения мероприятия стало пространство Галереи экспериментального звука-21 (арт-центр Пушкинская 10).
МаргаритаКулева «Old factories, new stakhanovites: managers of Moscow art-centers as creative workers»
В рамках своего доклада Маргарита рассказала о сравнительном исследовании работников культурных институций, охватывающем три города: Санкт-Петербург, Лондон и Москву, где были взяты глубинные интервью с различными творческими профессионалами – кураторами, менеджерами и директорами культурных центров т.д. В данной презентации акцент был сделан на московском контексте.
По словам автора, креативные специалисты, работающие полный рабочий день и имеющие институциональную принадлежность, редко попадают в фокус исследователей креативного труда, несмотря на то, что проблемы арт-менеджеров имеет множество общих черт с деятельностью других творческих работников: переработки, бесплатный труд, высокая степень неформальности трудовых отношений, размытые границы между трудом и досугом.
Анастасия Саблина «Bodmod as a profession: defining professional community through bodily labour»
Анастасия рассказала о своем исследовании процесса профессионализации и профессионального сообщества бодмодеров. Для мастеров, работающих в области бодимодификаций, характерен незаконный или полу-правовой статус, который подвергает бодмодеров дополнительному риску. «Профессиональное» бодмод сообщество не институализировано, поскольку нет никакой легальной поддержки и регулирования их деятельности. Анастасия пришла к выводу, что в такой ситуации телесный труд определяет профессиональное поле сообщества через установление внутренних стандартов качества и введения санкций в отношении профессионального капитала бодмодеров. Бодмод сцена репрезентируется как «закрытая» система, сфокусированная внутрь, на своих представителей. Главным ресурсом, который обеспечивает вход в сообщество, является социальный капитал. Профессиональное поле очерчивается мастерами и производителями труда, поэтому важными становятся неформальное, внутреннее регулирование, а институциональной контроль в поле отсутствует. Кроме того, Анастасия отмечает, что для бодмодеров характерно воспроизведение художественной риторики в области культурного производства.
Программа события включала в себя выступление российских и зарубежных исследователей, деятелей культуры и активистов. В рамках семинара в Гете-Институте состоялся первый в России показ фильма Павла Браила “The Hottest Summer in the Winter Palace”. Видео-художник снял картину, посвященную знаменитой кочующей выставке современного искусства «Manifesta 10», которая в 2014 году посетила Санкт-Петербург и прошла в Эрмитаже.
Видеозапись всех докладов, прошедших в рамках семинара, будет опубликована здесь. Также, по словам Маргариты, по результатам семинара планируется издание коллективной англоязычной публикации.