Наши молодые сотрудники с отличием завершили учебный год в родной Высшей Школе Экономики.
ЦМИ с трепетом в сердцах, с дрожжанием в голосе и в позе обозначающую гордость – поздравляет наших коллег с выполнением сложных и ответственных задач по защите трех магистерских диссертаций и одной бакалаврской выпускной квалификационной работы.
Сперва, расскажем о наших магистрах.
Оценка – 10 баллов (отлично)
Тема диссертации:
Профессионализация досуга и производство идентичности в контексте субкультурной сцены (на примере мастеров исторической реконструкции
Абстракт
В фокусе исследования - мастера исторической реконструкции, ремесленники, изготавливающие реплики исторических предметов (оружия, доспехов, бытовых изделий) – «артефакты». Эту социальную группу можно рассматривать как иллюстративный пример ключевых тенденций, характеризующих постсовременное общество: транзиции от общества труда к обществу потребления, размывания полей работы, досуга, образования, плюрализма и фрагментации постсовременных культурных идентичностей и социальностей. Из дебатов вокруг характера и природы постсовременной идентичности родился исследовательский вопрос: Как конструируются и репрезентируется идентичность(и) мастеров исторической реконструкции? Мы сконцентрировали внимание на следующих аспектах: - роль материального потребления (и смыслы приписываемые объектам потребления) в структурировании групповых идентичностей и социальностей в рамках исторической реконструкции; - внутренняя логика производства «артефактов» как культурного процесса - репертуар культурных ресурсов, которые используются мастерами исторической реконструкции для конструирования онтологического нарратива, нарративной идентичности; - коммуникативные и перформативные практики, устанавливающие и «раскрывающие» те или иные аспекты идентичности во взаимодействии внутри «профессионального» круга мастеров, - экономические аспекты деятельности мастеров: взаимодействия с заказчиками, механизмы коммодификации и оценивания «артефактов». Выводы: вовлеченность в ремесленные практики становится движущей силой ферментации ремесленничества как автономной культурной сцены, в рамках которой базовой формой культурного капитала (и центральной осью идентификации) выступает не овеществленная и инкорпорированная «аутентичность», а креативный потенциал мастера. Мастера формируют сообщества для обучения ремесленным компетенциям и демонстрации своих достижений, в которых вырабатываются собственные критерии профессионализма, процедуры социального закрытия, и понимания «аутентичности».
Оценка – 8 баллов (отлично)
Тема диссертации:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНЫЕ ТРАНЗИЦИИ В НАРРАТИВАХ ХРОНОЛОГИЧЕСКИ МОЛОДЫХ И ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН
Цель исследования:
проанализировать как конструируется возраст, и как осуществляются возрастные транзиции хронологически молодыми и пожилыми женщинами.
Предмет исследования: конструирование возраста и маркеры возрастных транзиций.
Объект исследования: хронологически молодые женщины (15-20 лет, 30-35 лет) и хронологически пожилые женщины (75-85 лет), проживающие в Санкт-Петербурге.
Выводы
Происходит трансформация телесности: телесные эксперименты и практики по прибавлению возраста в молодой взрослости, сменяются компетентным уходом, направленным на сохранение телесной молодости, а также заботой о здоровье во взрослой молодости. В старости тело требует повседневного контроля и заботы о здоровье, а также корректировки образа жизни в соответствии с имеющимися болезнями. Происходит трансформация субъектности: транзиция к «молодой взрослости» связана с ее формированием и стремлением к освобождению от контроля; транзиция к «взрослой молодости» связана с автономностью и обладанием субъектностью («full personhood» Blatterer 2010); транзиция к старости происходит с приобретением зависимости от самочувствия и связана с утратой субъектности.
Оценка – 9 баллов (отлично)
Тема диссертации:
Мусорные культуры городских многоквартирных домов в контексте старого и нового соседства
Абстракт:
В работе мусор проблематизируется в качестве актора социальных отношений на индивидуальном уровне и на уровне соседских взаимодействий. Основные цели работы - выяснить под воздействием каких социальных факторов формируются мусорные культуры жителей многоквартирных домов и, как отличаются мусорные культуры и мотивации избавления от отходов в городских соседствах, представленных в различной временной перспективе.
В ходе анализа эмпирического материала были получены следующие выводы и рекомендации: выявлены социальные факторы и контексты формирования мусорных культур на индивидуальном уровне. Сквозными категориями формирования мусорных культур являются категории социально-сформированной необходимости, традиций семей и повседневности мусорных практик. Выделены три типа мусорных культур индивидуумов (пассивный, активный и смешанный), носители каждого типа обладают различными психологическими, габитусными характеристиками.
Мусор проблематизирован в качестве актора социальных отношений в городских многоквартирных домах. Определены отличия мусорных культур в соседствах, представленных в различной временной перспективе. Основные отличия мусорных культур в старом и новом соседствах заключаются не в их структуре, а в контекстах. В новом соседстве мусорные культуры носят характер инфраструктурных улучшений, в старом соседстве -оборонительный характер охраны своего пространства. Рекомендации работы заключаются в необходимости исследований мусора, как субъекта академического, социального изучения, оптимизация условий утилизации бытовых отходов на индивидуальном уровне. Улучшение физической и социальной структуризации выброса мусора в многоквартирных домах различной временной перспективы города.
Бакалаврская выпускная квалификационная работа
Оценка – 8 баллов (отлично)
Тема работы:
Особенности телесных конструктов в молодежной среде: гендерный подход
Абстракт:
"Культурные представления о том, каким должно быть тело меняются на
протяжении истории. Изначально забота и уход за телом были связаны
исключительно с поддержанием биологического функционирования и
выживания [Тернер 1994]. В то время как в условиях позднего
капитализма тело все больше воспринимается как проект по созданию
себя, собственной внешности и имиджа, и чаще представляется
результатом различных стратегий – контроля и управления.
В фокусе данной дипломной работы специфика формирования телесных
конструктов в молодежной среде. Данное исследование построено в
традиции качественной методологии. В качестве метода было выбрано
полуструктурированное лейтмотивное интервью. В качестве эмпирической
базы данной дипломной работы используются 26 глубинных интервью,
которые были собраны в рамках проекта «Размер имеет значение:
стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи»
Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург"
Заключение:
"Гендерные отличия телесных конструктов заключаются в том, как молодые
девушки и юноши говорят о телах. В женских описаниях мы видим, что
тело фрагментируется, тогда как мужчины воспринимают тело целостно.
Женская и мужская телесная красота конструируется как
противоположность «неправильным», ненормативным «некрасивым» мужским и
женским телам. Поэтому женская телесная красота которая становится
основным женским капиталом производится через худобу и соответствие
отдельных фрагментов тела нормативным образцам. Мужская красота
конструируется через неженскость, и через умеренную пропорциональную
мускулатуру. Обладание «ненормальным» телом может маркироваться
молодыми людьми и девушками как недостаток
мужественности/женственности".