Взросление в современной Европе - пятый семинар «Соц Up »
Что значит сегодня «быть взрослым» в современной Европе? – на этот вопрос предложила поразмышлять участникам Пятого методологического семинара «СоцUp» Жанна Кравченко, сотрудница Школы социальных наук Университета Сёдерторна (Швеция). Ее доклад был посвящен тому, какую роль играют формальные институты в определении норм взросления в 23 европейских странах.
В социологических исследованиях на протяжении долгого времени выделялось пять биографических маркеров, последовательное накопление которых означает обретение статуса взрослого: получение образования, формирование семьи, выход на рынок труда, приобретение собственного жилья и получение географической автономии от своих родителей. Однако то, кто, когда и в какой последовательности приобретает эти маркеры, сильно варьируется как между различными странами, так и между разными социальными различными социальными группами в зависимости от половой, класссовой, этнической принадлежности.
Академическая дискуссия вокруг проблемы взросления в современной Европе включает две полярных точки зрения. Одни исследователи говорят о переходе от предсказуемого и стандартизованного взросления в индустриальном обществе к диверсификации жизненных путей, росту индивидуальной ответственности и рефлексии, снижению формальных предписаний к достижению взрослости в постиндустриальном контексте. Другие, напротив, считают, что интенсивность приобретения и комбинация маркеров в современном мире существенно не изменились, и говорить о дестандартизации и деинституционализации взрослости в настоящее время пока еще рано.
Количественное исследование, проведенное социологами из Университета Седерстон можно рассматривать как продолжение этой дискуссии. Его эмпирическую базу составили данные Европейского социального исследования за 2006 год. В качестве зависимой переменной был взят индекс, составленный на основе ответов респондентов о нижней возрастной границе обретения каждого из пяти маркеров. Независимые переменные включают пол, возраст, образование, индекс гендерного неравенства, индекс человеческого развития, и уровень ВВП. Исследователи также объединили в индекс различные описания юридических норм, связанных с возрастом: нормы вступления в сексуальные отношения, вступления в брак, заключения рабочего официального контракта, получения обязательного образования. Анализ данных проводился с помощью двухуровневой регрессии.
Исследование показало, что различия по возрасту, образованию и полу слабо сказываются на том, как респонденты формулируют нижний порог взрослости. Более весомыми оказываются правовые и институциональные режимы исследуемых обществ. В странах с высоким уровнем гендерного неравенства в среднем взрослеют позже, а в государствах с большой продолжительностью жизни – раньше. В то же время, как отметила Жанна Кравченко, похожий суммарный эффект может наблюдаться в странах с совершенно различными институциональными условиями. Так, Россия оказалась в одной «команде» сравнительно позднего взросления со странами постсоветского блока и Скандинавией.
После доклада состоялось оживленное обсуждение, в котором приняли участие сотрудники Центра молодежных исследований, Лаборатории социальных исследований, преподаватели и студенты ВШЭ СПб.
Видеозапись семинара