Возрастной дисплей и межпоколенческая память: конференция в Копенгагене
Конференция журнала “Youth Studies” собрала 280 делегатов. Помимо Европы, Америки, Австралии, Канады – «флагманов» академического мира в сфере изучения молодежи – в ней участвовали делегаты из Индии, Шри-Ланки, Китая, Латинской Америки, России. Представительный состав участников позволил выйти за рамки западного контекста и взглянуть на современные проблемы и тенденции молодежной сцены в глобальной перспективе.
«Конференция показала, что молодежная тематика сейчас находится в топе исследовательского интереса в социальных науках, - говорит Елена Омельченко, - В связи с кризисом – и прошлым, и нынешним - ростом молодежной безработицы и мобильности, геополитическими изменениями в мире возникла потребность в переосмыслении традиционных подходов, выработке и уточнении концептов, адекватно отражающих современную социальную ситуацию. В первую очередь речь идет о смещении фокуса с социализации как поступательного процесса взросления через присвоение или разыгрывание социальных ролей, на транзицию как сложный и разнонаправленный переход от «детскости» к «взрослости», который может получать разные интерпретации в зависимости от социального контекста. Самым неоднозначным здесь становится сам концепт «взрослости» в силу неустойчивости определяющих его параметров, потому что сами общества находятся в состоянии транзиции и часто трудно понять, когда же именно человек становится взрослым».
На телесных и гендерных аспектах взросления в российских условиях акцентировала внимание Яна Крупец в докладе, подготовленном совместно с Надеждой Нартовой. Доклад назывался «Девочки-подростки и производство возраста в современной России» и был основан на результатах проекта «Возраст в работе». Основной исследовательской задачей этого проекта было понять, каким образом возраст воплощается в хронологически молодом женском теле. Исследование показало, что девочки-тинейджеры оказываются в достаточно уязвимом положении . С одной стороны, они уже не «вышли» из детства, чувствуют себя более независимыми. Вместе с тем, они не совсем удовлетворены своим телесным возрастом, он представляется им проблематичным. Пытаясь преодолеть эту уязвимость, тинейджеры конструируют желаемый возраст через приобретение особых телесных компетенций и практики возрастного дисплея, разыгрывание «взрослости».
Другим важным фокусом конференции в Копенгагене стало обсуждения преимуществ и недостатков поколенческого подхода и исследовательской валидности концепта «поколение». В этом ключе был выполнен совместный доклад Елены Омельченко и Гюзель Сабировой, посвященный межпоколенческой памяти и интерпретациям истории в российском семейном контексте. Доклад основан на биографических интервью, взятых в рамках проекта Myplace. Специфика российского кейса заключается в феномене межпоколенческого разрыва: история в сознании молодежи конструируется как «история без настоящего», остановившаяся на дедушках-бабушках, переживших войну, поднимавших целину, строивших БАМ, запускавших в космос спутник. Родители, чья личная история разворачивается в «лихие 90-е», ничего не пережившие и не построившие, не «производят впечатления».