• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Питерской Вышке открылась базовая кафедра Института лингвистических исследований

Осенью 2020 года в Питерской Вышке открылась базовая кафедра Института лингвитических исследований (ИЛИ РАН). На ней студенты вместе с сотрудниками института и преподавателями кампуса будут изучать, как устроены языки, создавать научные проекты и ездить в экспедиции. Доктор филологических наук и заведующий базовой кафедрой Евгений Васильевич Головко рассказал, что студенты узнают о лингвистике и чему они смогут научиться.

Из архива Евгения Васильевича

Из архива Евгения Васильевича

— Расскажите, для чего в Питерской Вышке открывается базовая кафедра Института лингвистических исследований? Что будет на ней происходить?

— В Питерской Вышке уже работают базовые кафедры дружественных ИЛИ РАН учреждений — например, Института русской литературы и Кунсткамеры. Мы сотрудничаем с ними в разных форматах и рады, что теперь будем теснее взаимодействовать еще и с петербургским кампусом ВШЭ.

Я думаю, что общая идея такая же, как и в случае с другими кафедрами, — мы хотим, чтобы студенты получили представление о том, как заниматься лингвистикой. Институт лингвистических исследований РАН — это сугубо исследовательское учреждение. В нем нет образовательных программ для студентов, есть только небольшая аспирантура. Раньше мы входили в состав Академии наук, а сейчас аббревиатура РАН сохранилась как отражение старой и очень хорошей традиции. Занятие наукой — это повседневная деятельность сотрудников института. Они ведут исследования на материале самых разных языков и публикуют результаты в виде книг и статей. На базовой кафедре наши сотрудники смогут рассказать и показать студентам, как работают люди, посвятившие себя лингвистике.

Хочу подчеркнуть, что наука лингвистика не имеет отношения к практическому изучению языков. Лингвисты, конечно, знают многие языки, но прежде всего они изучают их устройство. Мы ищем закономерности, в соответствии с которыми языки функционируют, стремимся узнать, есть ли какие-то вещи, которые их объединяют. Я думаю, что студентам будет очень полезно узнать, как устроена эта наука. Надеюсь, что многие увлекутся лингвистикой и сделают ее делом своей жизни.

— Студенты каких направлений смогут учиться на кафедре?

— Прежде всего это зависит от возможностей самих студентов. Хотелось бы, чтобы наши предметы не отвлекали их от учебы по своим направлениям, а наоборот, естественным образом укладывались в программу обучения. Думаю, что постепенно, в процессе работы кафедры мы сможем концептуально оформить курсы так, чтобы в них нашли пользу студенты разных направлений.

Пока что на первом этапе работы мы планируем проводить курсы, связанные в основном с традиционной лингвистикой: это изучение структуры языка, общих грамматических закономерностей, истории развития конкретных языков, языковых групп или семей. Такие курсы, вероятно, будут интересны тем студентам, кто хочет погрузиться в классическую науку, прежде всего филологам. Однако их могут слушать и студенты других направлений, если у них есть потребность в таком знании. Мы будем рады им его предложить.

Я думаю, что со временем мы откроем и другие курсы, в частности о функционировании языка в обществе. Студенты смогут узнать не только об устройстве грамматики, но и о социальной основе языка, о том, как именно люди им пользуются. Такие знания будут полезны для политологов и социологов, которые изучают социум и власть, а курсы о соотношении языка и культуры будут прежде всего интересны антропологам.

— Расскажите подробнее про курсы, которые планирует проводить кафедра.

— Есть курс «Языки мира». Из него студенты узнают, какие есть языки на планете, как они делятся на семьи и как соотносятся по степени родства и структуре, какие выделяются типы языков. Это курс, который дает представление вообще о всех существующих языках, и, на мой взгляд, он важен для любого человека, который интересуется лингвистикой. Если честно, мне кажется, что этот предмет один из самых интересных, и я бы сам его с удовольствием еще раз прослушал.

Другой курс связан со сравнительно-историческим языкознанием. Он сфокусирован на истории языков и расскажет об их происхождении, о том, как можно реконструировать праязыковые состояния. Современные языки ведь не возникли в том виде, в котором они сейчас существуют, — они объединяются в родственные группы и семьи, языки постепенно изменялись и продолжают изменяться, в том числе влияя друг на друга. В этом курсе студенты смогут узнать, откуда появились те языки, которые мы используем, и как исчезали и как рождались другие языки.

Еще одна интересная область — это онтолингвистика. Если говорить упрощенно, онтолингвистика занимается детской речью и процессом освоения языка. Человек ведь является тем, кто он есть, прежде всего благодаря языку. Наше мышление тесно связано с ним. Именно поэтому история Маугли — выдумка. В жизни все совсем не так, как в рассказах Редьярда Киплинга. В реальности, если ребенок не научится говорить в первые годы жизни, он не сможет сформировать мышление и человеческое сознание. В курсе онтолингвистики студенты узнают об этом подробнее. Они поймут, как устроен процесс усвоения языка и почему язык так важен для нас.

— Как будет организована учеба студентов на кафедре?

— Мы будем проводить как курсы, так и отдельные семинары по разным темам. Студенты смогут записываться на те занятия, которые им интересны. Они не только будут слушать лекции, но и работать в группах на практических занятиях.

Обсуждения и совместные доклады на семинарах важны не только с точки зрения получения знаний, но и для развития коммуникативных навыков. В современной жизни в любой профессии нужно уметь дискутировать, презентовать свои работы, объяснять и слушать других.

На кафедре также будет проводиться научно-исследовательский семинар. На нем студенты будут представлять результаты своих исследований и обсуждать их.

— Как будет выстроена научно-исследовательская работа студентов?

— Студенты смогут предлагать свои проекты и работать над ними с преподавателями кафедры как индивидуально, так и в группах. Кроме того, в ИЛИ есть много продолжающихся исследовательских тем, и кто-то из учащихся сможет присоединиться к работе. Участвовать в групповых исследованиях очень полезно для молодых людей, которые только начинают свой исследовательский путь: можно много чему научиться у старших коллег и получить полезные знания в процессе реальной научной работы.

Сейчас пока сложно назвать точные темы исследований, которые мы предложим студентам. Мы посмотрим, какой научный интерес есть у ребят и, исходя из этого, будем думать, какие проекты открывать.

Одной из тем такого проекта может быть языковое разнообразие. Сейчас это направление очень популярно, потому что количество языков в мире сокращается. Например, в России их около 150, но русский вытесняет многие языки с небольшой численностью носителей. В связи с этим сейчас все большую силу набирает процесс документирования. Лингвисты ездят в разные уголки нашей страны и мира, чтобы зафиксировать данные от последних носителей разных языков. Потому что уже через 20 лет, возможно, никого из них не останется. Исчезновение любого языка — это трагедия. Мы становимся беднее как человечество. Ведь каждый язык — это призма, через которую человек смотрит на мир, он задает нам рамку нашего мировосприятия.

Работа с документированием не только практическая — записи нужно не просто собрать, но и осмыслить в рамках существующих теорий и накопленных знаний. Я думаю, что студенты смогут принять участие в этой работе. Будет здорово, если со временем мы сможем организовывать на базе кафедры экспедиции по России и ездить вместе со студентами изучать разные языки и диалекты, которые находятся под угрозой исчезновения.

— Чем еще студенты смогут заниматься на кафедре?

— Еще один способ приобщиться к науке — это пройти практику в нашем институте. Я думаю, что это отличная возможность узнать, как делается та или иная лингвистическая работа.

Если студентам интересно изучать русский язык, они смогут пройти практику в одном из словарных отделов. Словарные отделы занимают значительную часть института. Фактически, большая часть самых известных словарей русского языка были сделаны в ИЛИ РАН. У нас огромные картотеки, бесконечные ящики с материалами русских диалектов. Когда-то их все собирали наши предшественники — они ездили по деревням, записывали всю информацию и заносили ее на карточки. Студенты могут принять участие в процессе их оцифровки. Только кажется, что это монотонная и примитивная работа. На самом деле, это очень сложный процесс — сначала нужно карточку отсканировать, потом проанализировать ее содержание и определить, как ее классифицировать. Это прекрасная возможность понять, как происходит работа над языком и узнать много нового о нем.

Развитие информационных технологий дало толчок развитию новых направлений. Сейчас стала очень популярной корпусная лингвистика. Существует Национальный корпус русского языка, в работе над которым наш институт принимал участие. В ИЛИ РАН мы создаем корпуса самых разных языков, например, осетинского, греческого, чукотского. В языковой корпус помещаются абсолютно все тексты и языковые данные, которые когда-либо были записаны. Это не просто техническая работа. Такие массивы данных дают совершенно новые возможности для осмысления закономерностей устройства языков, их употребления. Процесс унификации данных и классификации очень сложен, и здесь требуется не один человек для работы. Мы будем рады приобщить студентов к такой практике.

— Познакомьте нас с сотрудниками новой базовой кафедры. Кто еще будет работать вместе с вами?

— В Питерской Вышке уже давно работают по совместительству несколько человек из нашего института. Они ведут у студентов отдельные предметы на разных направлениях. Сейчас некоторые из этих преподавателей станут сотрудниками базовой кафедры, и вместе мы сможем создавать новые лингвистические курсы, которые позволят студентам выйти на новый уровень представлений о языке.

Анна Юрьевна Урманчиева еще до создания базовой кафедры вела у студентов Вышки курс «Языки мира». В ИЛИ РАН Анна Юрьевна работает в отделе теории грамматики. У нее очень разнообразные научные интересы, в частности она прекрасный специалист по уральским языкам, например, по энецкому и хантыйским диалектам. Кроме того, Анна Юрьевна пишет работы по истории русского языка,занимается лингвистической типологией и теоретическими проблемами грамматики. Сейчас Анна Юрьевна является кандидатом филологических наук, но, надеюсь, в самом скором времени она защитит докторскую диссертацию.

Другой сотрудник новой кафедры — Николай Александрович Бондарко. До создания кафедры он читал студентам кампуса курс, связанный со сравнительно-историческим языкознанием, в частности с индоевропеистикой, рассказывал, как языки этой семьи соотносятся между собой. Николай Александрович — доктор филологических наук и отличный специалист по германистике.

Из сотрудников, с которыми Вышка пока не знакома, я могу представить Марию Дмитриевну Воейкову. Она заведует отделом теории грамматики ИЛИ РАН и является специалистом по детской речи, занимается онтолингвистикой, изучает, как человек усваивает языки, в том числе второй язык. Также на кафедре будет работать молодой сотрудник института Софья Алексеевна Оскольская. Она занимается тунгусо-маньчжурскими языками, не так давно защитила свою кандидатскую, посвященную грамматике нанайского языка. Кроме того, в сфере интересов Софьи Алексеевны находится лингвистическая типология. Софья Алексеевна незаменимый человек на нашей кафедре — она любит работать с молодыми людьми, ей нравится рассказывать им о науке. Надеюсь, она сможет приобщить студентов к полевой работе.

— Смогут ли студенты попасть в научные группы ИЛИ РАН или трудоустроиться в институте в дальнейшем?

— Мы с огромным удовольствием возьмем любого человека, у которого есть желание заниматься научной работой и способности к этому. Сейчас академические институты снова становятся популярными среди молодежи. В ИЛИ РАН работает очень много молодых сотрудников, и мы рады любому новому человеку, который приходит со своими идеями и хорошей подготовкой. Мы как раз надеемся, что сотрудничество с Питерской Вышкой поможет нам подготовить будущих специалистов для института. Думаю, что и для НИУ ВШЭ в этом будет польза — ведь это трудоустройство выпускников.

— Какие полезные навыки смогут приобрести ребята на базовой кафедре?

— Студенты получат представление о том, как устроена наука, в частности лингвистика, и как заниматься исследованиями. Мне кажется, что сегодня про науку в обществе не часто вспоминают, однако это важная сфера нашей жизни. Вот случилась пандемия, и люди вспомнили, что существует микробиология и вирусология. Всех стало интересовать, чем занимаются ученые в своих лабораториях, обществу понадобились практические результаты исследований.

Помимо знаний о лингвистике студенты получат опыт научной коммуникации и работы в исследовательском коллективе. Лингвистикой можно заниматься индивидуально, но многие масштабные проекты невозможны без взаимодействия нескольких людей. Работа в команде полезна, она учит сотрудничать и договариваться, а также правильно применять свои способности на благо общего дела.

На кафедре студенты смогут развить свои навыки презентации работ и докладов, а также научатся терпению. Наука учит ждать результатов, скрупулезно работать и методично идти к цели. Любая исследовательская работа отнимает   много времени, но полученный результат того стоит. Умение терпеливо работать пригодится студентам, даже если они не будут в будущем заниматься наукой.

— Что вы можете посоветовать студентам Питерской Вышки, которые недавно начали свое обучение, но уже понимают, что хотят заниматься наукой? Что поможет им развиваться в этой области?

— Приходите на нашу кафедру и на другие кафедры университета. Здесь вы сможете погрузиться в науку и получите максимально приближенное представление о том, как живут и работают люди, которые занимаются наукой и исследованиями на постоянной основе. Кроме того, на кафедрах можно завести рабочие контакты с исследователями для реализации своих научных планов, проверки своих идей.

Слушайте разные факультативы, посещайте семинары и научные конференции, ищите то, что вам интересно. Проявляйте любопытство ко всему, обычно именно это качество отличает людей, которые занимаются наукой. Смотрите на все непредвзято, как будто видите в первый раз. Всегда пытайтесь найти что-то новое, сделать то, что до вас еще никто не делал и смотрите на самые привычные вещи под неожиданным углом. Мне кажется, нет ничего интереснее, чем заниматься наукой.