• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Совместить эксперимент, интервенцию и полевые исследования

Питер Шмидт, профессор социологии Гиссенского университета (Германия) и известный специалист в области социальной психологии, ставший одним из руководителей Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований ВШЭ, рассказывает о планах и проблематике основных работ лаборатории.

— Профессор Шмидт, когда и каким образом началось ваше сотрудничество с Высшей школой экономики?

— Меня познакомил с российскими коллегами профессор психологии Иерусалимского университета Шалом Шварц, который стал научным консультантом Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований. Меня связывает с ним многолетнее сотрудничество в области разработки инструментария для измерения человеческих ценностей и совместные исследования о влиянии этих ценностей на поведение и отношения между людьми. Так что поначалу мои контакты с заведующий этой лабораторией Надеждой Лебедевой не были прямыми. А в октябре прошлого года мы познакомились лично и сейчас вместе руководим лабораторией.

— Каковы, на ваш взгляд, основные задачи нового подразделения?

— Сотрудники лаборатории занимаются системным изучением роли культурных ценностей в социально-экономическом поведении и продуцировании инноваций. Экономический успех современного общества зависит от степени его модернизации, поэтому необходимо понять, почему одни люди стремятся к изобретению новшеств, а другие — нет, чем мотивируются те и другие. В своей работе мы стремимся сочетать методы, которые редко используются вместе — лабораторные эксперименты, полевые исследования и так называемые intervention studies. Для понимания того, верны ли наши умозаключения и идеи, важно не замыкаться в стенах лаборатории, а анализировать результаты исследований на практике. Мы будем работать в сотрудничестве с различными организациями и институтами, которые стремятся к разработке и внедрению инноваций и готовы применять наши знания и методики в своих коллективах. Как в медицине — для борьбы с заболеваниями используются не только проверенные методы, но и ведется постоянный поиск все более эффективных способов лечения — так и мы руководствуемся необходимостью постоянного поиска новых методов анализа человеческого поведения и его мотивации.

— В таком случае — чем отличается методика эксперимента от методов интервенции?

— Эксперимент проводится в лабораторных условиях, и обычно в нем участвуют студенты или волонтеры. Условия эксперимента создаются искусственно, и они, как правило, довольно далеки от реальных ситуаций, возникающих в социуме. Поэтому знания, полученные в результате лабораторных экспериментов, не могут быть полностью или напрямую перенесены на жизненные ситуации в том или ином коллективе. Еще раз приведу в пример медицину — далеко не все результаты исследований внедряются в лечебную практику. Методы интервенции позволяют проверять наши наработки в реальных условиях жизнедеятельности реального коллектива и учитывать все обстоятельства повседневных процессов.

— Если не ошибаюсь, вы делали презентацию об инновациях в кросс-культурных исследованиях на XII Международной научной конференции ВШЭ по проблемам развития экономики и общества?

— Да, мое выступление было посвящено основным способам синтеза и интеграции новых знаний и открытий в современной науке. Я рассказывал участникам конференции о мета-анализе — технике, часто используемой в медицинской психологии, которая суммирует и подвергает анализу количественные показатели самых разных исследований, помогает выяснить реальный эффект сочетания и взаимодействия всех известных факторов и способствует устранению неопределенности выводов исследования. Творческие усилия людей в ходе любого инновационного процесса снижаются при наличии сомнений и неопределенности в коллективе, поэтому очень важно разработать механизм преодоления неопределенности и/или механизм отбора людей, способных противостоять собственным сомнениям.

— Давайте тогда уточним, о каких именно инновациях идет речь? В какой области?

— В принципе это несущественно. Нам интересен процесс инноваций в любой области человеческой деятельности — в телекоммуникациях, в социальной жизни, в создании новых организационных форм, в компьютерных технологиях или в технических разработках. Механизмы модернизации в любой сфере очень схожи, и наша лаборатория должна выявить общие принципы и знания, которые могут быть использованы обществом в целом, в том числе — в сфере образования.

— Что вы можете рассказать о сотрудниках лаборатории?    

— Штат лаборатории очень хорошо подготовлен для международной исследовательской работы. Мои российские коллеги имеют высокую квалификацию и опыт в изучении культурных ценностей, экономического поведения и инновационных процессов в России. Кроме всего прочего, Надежда Лебедева — превосходный организатор. Шалом Шварц — научный руководитель лаборатории — блестящий специалист в области теории ценностей. Я тоже в течение многих лет занимался исследованиями в области ценностей и рационального выбора в бихевиористике. Кроме того, у меня есть опыт выстраивания сложных, комплексных моделей поведения с учетом различных влияний — обусловленных и независимых — и опыт подготовки и проведения исследований на основе интервенций. Таким образом, мы отлично дополняем друг друга как эксперты и готовы к решению задач любой сложности. Мы будем привлекать студентов магистратуры и аспирантов к работе в лаборатории, причем нам нужны не только психологи и социологи, но и экономисты.

По моим наблюдениям, в последние годы в мире наметилась явная тенденция к сближению и совместным междисциплинарным исследованиям психологов-бихевиористов, менеджеров и экономистов, которых объединяет не только интерес к решению сходных профессиональных задач, но и использование похожих объяснительных моделей в изучении тех или иных процессов.

— Каковы ближайшие планы — ваши и сотрудников лаборатории?

— Прежде всего, нам нужно разработать комплексную модель взаимосвязи ценностей и инновационных процессов на основе уже собранных данных и изучить изменения российских ценностей (в том числе региональных) по сравнению с европейскими за последние 7-8 лет. Насколько я понимаю, российские ученые из разных регионов страны выразили свою заинтересованность и готовность участвовать в наших проектах и предоставлять необходимые для анализа данные полевых исследований.

Кроме научно-исследовательской работы, я надеюсь в июне принять участие в работе Летней школы ВШЭ «Ценности и социально-экономическое поведение: кросс-культурные измерения и объяснительные модели», а в октябре планирую прочитать лекционный курс по структурному моделированию и мультивариантному анализу студентам факультета психологии ВШЭ.

Я собираюсь приезжать в Москву не менее пяти раз в год, а в остальное время «держать связь» с сотрудниками лаборатории всеми доступными способами — по электронной почте, телефону, скайпу. Думаю, что мы подготовим несколько совместных презентаций о наших проектах для крупных международных конференций.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука