• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третьи Кочубеевские чтения: новый формат взаимоотношений в цифре

9 октября завершились Третьи международные Кочубеевские чтения. В этом году мероприятие впервые прошло в онлайн-формате. Рассказываем, какие темы обсуждали эксперты на конференции и каких результатов достигли студенты в проекте «Цифровые решения для частных коллекционеров».

Особняк В.П. Кочубея

Особняк В.П. Кочубея
Из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Ежегодно российские и международные эксперты собираются на Кочубеевских чтениях, чтобы обсудить феномен частного коллекционирования и его роль в деле сохранения культурного наследия. В этом году конференция была посвящена вопросу применения цифровых инструментов в работе с коллекциями.

Открывая онлайн-мероприятие, директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Сергей Михайлович Кадочников отметил, что тема «Частные коллекции и цифровые технологии» звучит абсолютно обыденно для 2020 года, а дистанционные мероприятия стали естественной частью жизни, хотя еще зимой переход в онлайн казался невероятным. Цифровые технологии, по мнению директора, — это повод найти грамотный баланс между онлайном и офлайном, и Высшая школа экономики, как и другие образовательные и культурные учреждения, находится в процессе этого поиска.

В этом году дистанционный формат позволил конференции расширить географию мероприятия.

Сергей Михайлович Кадочников,

директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Через онлайн-формат мы смогли расширить нашу аудиторию — в конференции принимают участие слушатели и эксперты из самых разных российских регионов, в том числе московской и пермской Высшей школы экономики. Здесь много экспертов из-за границы: Эстонии, Италии, Франции, Канады — их участие сегодня вряд ли было бы возможно без такого простого инструмента, как онлайн-включение.

Несмотря на положительные стороны онлайн-мероприятия, Сергей Михайлович выразил надежду, что в будущем году конференция вновь состоится в стенах Кочубей-центра, где участники смогут погрузиться в культурное и историческое наследие Царского Села и рода Кочубеев.

Студенческие проекты для частных коллекций

На Третьих Кочубеевских чтениях  в роли спикеров выступили студенты Питерской Вышки — магистранты программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», а также учащиеся бакалавриата по направлению «История». Они презентовали итоги своей работы в онлайн-проекте «Цифровые решения для частных коллекционеров».

Одна из групп работала под руководством Александры Мурре — директора Кадриоргского художественного музея в Эстонии. Студенты представили платформу, разработанную на основе частной коллекции искусствоведов Сергея и Татьяны Подстаницких. Разработка выполняет роль публичной базы данных, которой могут пользоваться сами держатели коллекции, менеджеры музеев и любые заинтересованные интернет-пользователи. Она решает вопрос управления коллекцией, помогает ориентироваться в предметах и следить за их перемещением между выставками. Кроме того, благодаря подробным описаниям база будет удобна для исследователей, которые ищут подробную информацию о тех или иных артефактах.

Вторая группа работала с презентацией эфиопской коллекции Музея русской иконы в цифровом пространстве. Курировал студентов заместитель директора музея Сергей Богатырев. Студенты проанализировали оцифрованную коллекцию и предложили музею свои идеи по ее позиционированию для российского зрителя. Также группа подготовила несколько рекомендаций по улучшению визуализации коллекции на сайте и предложила добавить для пользователей возможность поделиться увиденным в социальных сетях.

Обе группы отметили, как важен был для них опыт междисциплинарной работы в проектах, поскольку в настоящее время в работе с коллекциями в цифровом пространстве важны как знания искусствоведов и историков, так и навыки менеджеров. Кроме того, проекты позволили студентам раскрыть свои прикладные способности: попробовать себя в разработке сайтов, работе с базой данных и анализом аудитории.

Комментировала работы групп эксперт из кампуса НИУ ВШЭ в Перми, декан социально-гуманитарного факультета Динара Гагарина. Спикер отметила глубину проведенного анализа, системный подход и ориентацию на конкретные проблемы музеев и коллекций.

Динара Гагарина,

декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ в Перми

Меня очень радует сотрудничество университетов с музеями, в том числе с частными. Мне кажется, что студенческие проекты такого рода имеют невероятный образовательный потенциал. Это междисциплинарное взаимодействие университета как образовательной институции с музеями, как с культурными учреждениями, помогает нашим программам становиться лучше, а музеям ближе узнавать исследователей и общество. Кроме того, это взаимодействие позволяет обмениваться опытом, в том числе профессиональным.

Участники сессии согласились с тем, что междисциплинарные проектные группы в будущем должны расширяться. В них стоит включать студентов и профессионалов из IT-сферы, музееведов и искусствоведов, чтобы работа получалась более точной, а студенты избегали ошибок в использовании технологий, с которыми не знакомы.

Цифровые выставки и работа с архивами: опыт и кейсы

Эксперты Третьих Кочубеевских чтений представили на конференции свой опыт работы с цифровыми выставками в рамках нескольких сессий. Их презентации стали частью дискуссии о том, как изменила работу музеев пандемия.

Заместитель директора по цифровому развитию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Владимир Определенов рассказал о виртуальных выставках и турах, которые доступны зрителю на сайте музея, и поделился опытом перехода в онлайн.

Один из проектов, над которым музей работает сейчас, — создание цифрового двойника выставки «От Дюрера до Матисса». Это 4D-пространство, в котором посетитель передвигается так, словно он действительно находится в музее. У него есть возможность заглянуть за каждый угол выставки, увидеть объемные экспонаты, почитать о них всю информацию и услышать аудиоописание. С этим проектом во время пандемии работали сотрудники музея — они проводили онлайн-экскурсии для зрителей так же, как делали бы это в реальности с посетителями.

Владимир Определенов,

заместитель директора по цифровому развитию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Выставку в онлайне уже посмотрело около семи миллионов человек, в то время как в реальности за год посетить мероприятие смогло бы лишь полтора. Кроме того, 60 % посетителей выставки — это жители регионов.

Прикоснуться к искусству хотят многие, но имеют такую возможность далеко не все. Поэтому для нас вопрос, нужна ли виртуальная составляющая, совершенно отпал. Мы не делим больше посетителей на виртуальных и реальных, у нас просто есть зритель, который может к нам прийти онлайн или офлайн, и никакой разницы для нас в плане глубины работы нет.

Пушкинский музей также ведет работу над проектом «100 способов прожить минуту» — выставочной онлайн-платформой, где зрители могут ознакомиться не только с произведениями искусства из России и других стран, но и послушать рассказы художников и кураторов о различных экспонатах и работе с ними.

Свою идею для проекта «100 способов прожить минуту» представила Ирина Гузевич, сотрудник Центра Мориса Альбвакса Школы высших социальных исследований в Париже. Она предложила воссоздать коллекцию Мадридского кабинета машин инженера-механика и архитектора Августина Бетанкура. Многие документы и артефакты этой коллекции утеряны, а оставшаяся часть находится в различных музеях и частных коллекциях по всему миру. Тематическая онлайн-выставка позволила бы собрать в одном месте экспонаты со всего света, а также смоделировать пропавшие механизмы и машины.

Дискуссию о развитии музеев в цифровом пространстве поддержала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. Спикер подчеркнула важность перехода музеев в цифровое пространство и обозначила проблемы, с которыми сталкиваются современные культурные учреждения.

Ольга Свиблова,

директор Мультимедиа Арт Музея

Я считаю, что работа с цифровизацией абсолютно необходима для всех музеев без исключения. Нужно понимать, что дети — в принципе другие и для них восприятие мира кликом [мышки] на экране более естественно. Очень небольшая часть этих детей будут ходить в музеи. Конечно, мы должны сохранить [физическое] пространство встречи с искусством, но для нового поколения искусство будет жить в онлайне. Поэтому должны быть новые платформы и новые регламенты для работы с постинтернет артом, ведь на наших глазах сегодня рождается новое искусство.

Уникальным опытом работы с личными архивами поделилась Анастасия Павловская — редактор Центра изучения эго-документов «Прожито». Центр занимается оцифровкой дневников, фотографий и личных материалов людей. С 2015 года на сайте ведется корпус русскоязычных цифровых архивов, с которым работают более 800 волонтеров.

В своей презентации Анастасия подняла вопрос о том, что можно считать семейными архивами и как понять, какие материалы достойны оцифровки, отметив, что проект «Прожито» считает любой личный опыт важным для изучения прошлого, в том числе в исследованиях. Ведь документ, который один историк сочтет ненужным, другому покажется ценным.

Рассказ Анастасии поддержала Александра Мурре, подчеркнув, что в современном мире, полном политики и противоречивой информации в медиа, личные цифровые архивы — это источник правдивых историй как для ученых, так и для обычных пользователей.

Цифровые технологии в офлайн-выставках

Новые технологии в работе с коллекциями применяются сегодня не только на онлайн-платформах. Культурные учреждения интегрируют новые знания в офлайн-выставки для того, чтобы усилить впечатления зрителей. Таким примером поделился Александр де Воге, совладелец замка Во-ле-Виконт во Франции.

Чтобы привлечь в замок туристов, нужно было создать тур, через который посетители смогли бы погрузиться в историю дворца и эпоху 300-летней давности. Однако управляющие и музейные работники сознательно отказались от идеи интегрировать в тур планшеты и проекторы, чтобы не создавать отвлекающих факторов для зрителей.

Для посетителей замка был разработан увлекательный исторический нарратив, который озвучили реальные профессиональные актеры. С помощью 3D-звука в наушниках зрители погрузились в атмосферу замка. История и ее восприятие были проработаны до мельчайших деталей — в аудио добавили посторонние звуки, вроде шороха платьев, топота ног персонажей, а также треск огня от пожара. В результате посетители пользуются технологией, которая не отвлекает их от выставки, а наоборот, помогает погрузиться в путешествие по замку и прочувствовать дух места.

Аудиорешения для музеев и городских выставок представил участникам конференции и Егор Яковлев, сооснователь и директор по развитию платформы izi.TRAVEL. Компания предлагает учреждениям культуры и авторам выставок создавать и публиковать на платформе аудиогиды для экспозиций. Их можно записывать и для частных коллекций разной величины, вовлекая в семейную историю посетителей.

Пример интеграции частного нарратива в общую историю представил Йоост Схоккенбрук, исполнительный директор Морского музея Ванкувера. В Музее судоходства в Амстердаме проходила выставка, посвященная 75-летию со дня освобождения Нидерландов от немецкой оккупации. Специально для мероприятия музей записал интервью у одной из жительниц Амстердама, которая пережила всю оккупацию в городе. Она поделилась личной историей и архивами, которые были вплетены в общую экспозицию.

О цифровых решениях для музеев рассказала представитель компании Panasonic, куратор проектов в области науки, образования и культуры Ирина Смирнова. В частности, она рассказала об экспозиции Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, посвященной иммигрантам, для которой компания подготовила иммерсионную инсталляцию отреставрированной хроники, позволяющую зрителям увидеть историю своими глазами.

Коллаборации с государственными платформами

В завершение второго дня мероприятия на Кочубеевских чтениях выступил директор департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ Вадим Ваньков. Он рассказал о платформе «PRO.Культура.рф», которая объединяет профессиональное музейное сообщество. На ней публикуется информация о различных событиях и выставках. Платформа открыта для любого учреждения культуры и интегрирована с «Яндекс-афишей», что помогает увеличивать охват потенциальных зрителей, в том числе и для онлайн-мероприятий музеев. Так, за восемь месяцев 2020 года на портал было добавлено более 70 тыс. онлайн-событий.

Национальный проект «Культура» предлагает музеям пользоваться бесплатной платформой Artefact с технологией дополненной реальности, где музеи могут создать виртуальные экспозиции для своих выставок.

Третьи Кочубеевские чтения полностью прошли в дистанционном формате, однако все спикеры конференции получат реальный памятный сувенир от организаторов — красное сердце ручной работы с двумя золотыми крестами, воплощающее элемент герба рода Кочубеев. Сувенир изготовила мастер золотного шитья Галина Гусарова. Сувениры будут разосланы по почте на память об участии и о том, что конференция с момента ее возникновения в 2018 году проходит под патронатом семьи Кочубеев.