• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Идея не в том, чтобы положить отчет на полку»

17 июня состоялась встреча членов и руководителей группы высокого профессионального потенциала («кадрового резерва») ГУ-ВШЭ, на которой подводились итоги реализации проектов, запущенных в рамках конкурса инициативных и образовательных проектов в 2009–2010 годах.

В обсуждении отчетов по проектам, осуществлявшимся пятью командами кадрового резерва, участвовали одновременно две аудитории: к собравшимся в зале заседаний корпуса ГУ-ВШЭ на Покровском бульваре в Москве посредством видеомоста присоединились их коллеги из Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики. Эксперты и оппоненты по каждому проекту были определены заранее, но, как заметила директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич, самую жесткую оценку своей работы члены кадрового резерва могли получить даже не от них, а от своих товарищей по группе. «Идея не в том, чтобы принять отчет, сказать, что коллеги поработали хорошо и положить отчет на полку, а чтобы посмотреть на работу с точки зрения того, как мы можем эти проекты использовать и развивать дальше», — подчеркнула она.

Из пяти представленных отчетов только два (по проектам, стартовавшим еще в 2009 году) были финальными. Три других подводили лишь промежуточные итоги проектов, начатых в этом году, — с их обсуждения и открылась встреча.

Преподаватель кафедры экономической социологии Зоя Котельникова рассказала о разработке электронного методического пособия «Курс молодого преподавателя, или будни Bonifacy в Вышке» — мультимедийного диска, описывающего различные аспекты профессиональной социализации молодых преподавателей в ГУ-ВШЭ. По ее словам, структура курса была доработана с целью сделать его «более инструментальным», а в настоящий момент ведется работа над текстовым содержанием диска. Важной задачей, решаемой на данном этапе, авторы проекта считают также формирование массива видеоматериалов на основе мастер-классов лучших преподавателей ВШЭ.

Выступавшие в роли эксперта и оппонента проекта, соответственно, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Вера Данилина и доцент кафедры иностранных языков этого же факультета Екатерина Талалакина обратили внимание на несколько проблемных моментов. Сам формат пособия, которое должно выйти на CD, представляется им слишком статичным и лишенным обратной связи с потенциальными пользователями. Кроме того, авторы не сформулировали основную миссию проекта и набор базовых ценностей, которыми должны руководствоваться в своей работе молодые преподаватели Вышки. Еще один недостаток, на их взгляд, заключался в том, что создатели пособия, перечисляя возможные проблемы в деятельности «новичка», не предлагают конкретных вариантов решения этих проблем.

Зоя Котельникова
Зоя Котельникова
«Мы не претендовали на то, чтобы представить объективную картину жизни в ГУ-ВШЭ, — возразила на эти замечания Зоя Котельникова. — Создавая этот курс, мы прежде всего хотели обобщить наш собственный опыт». Что же касается «упаковки» курса в виде диска, а не интернет-ресурса, то дело сводится к необходимости его постоянного информационного обслуживания. Как сказала Зоя Котельникова, у разработчиков такой возможности нет, но, если портал Вышки этим проектом заинтересуется, перенести содержимое диска в Интернет не составит большого труда.

Анонсируя следующий отчет, посвященный разработке концепции привлечения аспирантов к научной деятельности, Мария Юдкевич отметила, что коллеги, предвосхитив события, «начали свою работу еще до того, как народу было объявлено о создании в Вышке академической аспирантуры». Представлявший проект заместитель заведующего кафедрой организационной психологии Александр Татарко рассказал, что его группа занимается обобщением информации, полученной в ходе опросов аспирантов, а также сотрудников университета, ответственных за работу с ними. Некоторые данные свидетельствуют, в частности, о том, что участие в научных проектах по темам диссертаций и преподавание на больших потоках может не помогать аспирантам, а служить препятствием в их основной научной работе. В то же время аспирантов необходимо лучше информировать о возможностях участия в международных конференциях и школах и подключать их к работе по грантам факультетов и к проектной работе в лабораториях. Большинство опрошенных в ходе проекта аспирантов говорит о том, что им интересна работа над диссертацией (70%) и что они хотели бы продолжить академическую карьеру (80%). Вместе с тем почти половина опрошенных недовольна тем, как строится их обучение в аспирантуре.

С тем, что этот проект пришелся как нельзя кстати, согласились все присутствовавшие на встрече эксперты. Начальник управления аспирантуры и докторантуры ГУ-ВШЭ Елена Кобзарь назвала создание «гида для аспирантов» и организацию горизонтальных каналов связи между сотрудниками университета, непосредственно работающими с аспирантами, «самыми ценными инициативами проекта». Она предложила подумать над тем, в каком виде будут оформлены конечные результаты анализа — просто сборника лучших аспирантских практик и методик или полноценной концепции аспирантской деятельности, которая может стать обязательной к исполнению на университетском уровне.

В свою очередь, заместитель декана факультета социологии ГУ-ВШЭ Леонид Косалс увидел возможность превращения проекта в продолжительное мониторинговое исследование, которое позволило бы сравнить эффективность работы обычной аспирантуры и новой аспирантуры полного дня. А первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев поинтересовался, будет ли вообще ход проекта скорректирован «в новых реалиях».

Александр Татарко
Александр Татарко
«Наша стратегия в связи с появлением аспирантуры полного дня, конечно, изменится, — ответил Александр Татарко. — Мы на появление такого конкурента точно отреагируем». А вот представление итогов проекта в виде жестко сформулированной концепции — вопрос неоднозначный, ведь многие опрашиваемые аспиранты отказывались давать интервью, ссылаясь как раз на то, что все ими сказанное может быть использовано против них.

Своеобразного конкурента, оказавшегося на поверку союзником, обнаружили в Вышке и разработчики «учебно-методических материалов для преподавания курсов по применению количественного инструментария к решению социально-экономических задач». Как раз в то время, когда команда, представленная на слушаниях преподавателем кафедры прикладной политологии Денисом Стукалом, бралась за описание девятнадцати находящихся в открытом доступе баз и архивов данных в сфере экономики и социологии, в ГУ-ВШЭ начал работу Единый архив экономических и социологических данных (ЕАЭСД). Поэтому, помимо подборки статей в отечественной и зарубежной периодике и составления задач по анализу данных, Денис Стукал и его коллеги по просьбе ЕАЭСД подготовили методичку, объясняющую, какие возможности перед исследователями открывают данные Архива и как эти данные из него извлечь.

«Я рад, что в ваш проект вписался ЕАЭСД, — сказал Вадим Радаев. — Но сейчас наиболее важный, как мне кажется вопрос, — это продвижение продукта. Мы знаем, что слишком часто хорошие продукты не находят достойного применения, и я бы посоветовал вам продумать специальную программу его продвижения вместе с Архивом в целом».

Раздав ценные указания и рекомендации командам, находящимся еще в середине проектного пути, участники встречи приступили к «разбору полетов», уже завершенных. Первыми свою необычную работу по телемосту из Санкт-Петербурга представили создатели «Лаборатории театрализованного менеджмента». Целью проекта, к реализации которого была привлечена Санкт-Петербургская академия театрального искусства, была заявлена «разработка методики, направленной на применение сценических технологий в процессе обучения студентов экономического и менеджериального направления». Иными словами, молодые преподаватели и студенты учились с помощью театральной постановки моделировать конкретную экономическую или управленческую проблему и возможные пути ее решения. Опробовать новую методику они решили, используя классическое литературное произведение — гоголевского «Ревизора». Вот только всем известные персонажи оказались втянуты во вполне современную историю — эпопею со строительством «Охта-центра» в Санкт-Петербурге. Вариативная часть сценария предполагала четыре альтернативных финала — от строительства грандиозного здания в историческом центре Северной столицы до его благополучного переноса в менее щепетильную в вопросах архитектурного наследия Москву. Каждый из финалов при этом сулил городу выгоды, реальные и упущенные.

«Сам замысел мне кажется очень интересным, непонятным, но с продуктивным исходом, — поделился своим мнением об увиденном в ходе телемоста и прочитанном в итоговом отчете Вадим Радаев. — Но отчет как текст очень напоминает исходную заявку, в которой просто изменена временная форма глагола. То есть складывается ощущение, что в Питере что-то интересное произошло, а вот что — непонятно».

Многие эксперты поставили под сомнение выбор литературной основы для спектакля. Профессор кафедры организационной психологии Надежда Лебедева, в частности, заметила, что сюжет «Ревизора» не предусматривает в конце никаких альтернатив, а лишь фиксирует произошедшее. Однако, по словам авторов проекта, выбор «Ревизора» объяснялся не столько концептуальным замыслом, сколько наличием галереи ярких персонажей, вокруг которых можно было развивать современный сюжет.

Возможно, не столь креативным, зато вполне прикладным оказался проект, реализовывавшийся в другом, Нижегородском, филиале ГУ-ВШЭ. Команда, «голосом» которой на прошедшей встрече была Ольга Чернявская, преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента Филиала, разработала учебно-методическое пособие «Кейс-метод в преподавании» и соответствующий учебный курс для преподавателей. Косвенным и неожиданным для авторов результатом проекта стал «стихийно организовавшийся» в нижегородской Вышке семинар по кейс-методам, к которому привлекаются не только вышкинские, но и «внешние» преподаватели и который «постепенно перерастает в семинар по обсуждению методов преподавания в целом». В перспективе авторы проекта рассчитывают на разработку магистерской программы по менеджменту и MBA-программы на основе кейс-метода.

Пособие, подготовленное нижегородской командой, включает части, рассчитанные как на студентов, так и на преподавателей. Мария Юдкевич задалась вопросом о том, не приведет ли такая открытость к исчезновению обучающего эффекта. Но, по мнению Ольги Чернявской, это лишь поможет студентам адекватно понимать предъявляемые к ним в ходе обучения требования. Ну а предельно краткий вопрос: «Где достать?», поступивший от Дениса Стукала, стал лаконичным доказательством наличия спроса на проделанную в Нижнем Новгороде работу.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой