• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как Китай построил цифровой тоталитаризм и почему его не будет в России

Как Китай построил цифровой тоталитаризм и почему его не будет в России

© iStock

Из-за пандемии коронавируса власти большинства стран усиливают цифровой контроль за гражданами. О том, почему в России не может быть построен «цифровой тоталитаризм» по китайскому сценарию, в колонке для РБК рассуждает профессор Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.

Почему Китай — пример цифрового тоталитаризма

В масштабах страны контроль на уровне гаджетов впервые применил именно Китай, там есть все возможности, чтобы сделать цифровой тоталитаризм реальностью. Почему это прокатило? Население страны было готово к контролю, поскольку исторически Китай сталкивался с проблемой управления огромным количеством населения. Оно было велико во все века. Ни у одной страны в мире нет опыта управления почти полутора миллиардами миллиардами человек так, чтобы не вызвать возмущения.

Дело в том, что властями Китая было взято абсолютно верное направление: максимальное обеспечение со своей стороны запросов граждан. Китайские власти, будем честны, выполняют взятые на себя обязательства. Это уменьшение налогов, реальные улучшения условий жизни, введение пенсионной системы, расширение доступа к качественному образованию, так что каждый китаец чувствует перемены на себе. На этом фоне вводить контроль за обществом было куда более безопасно, потому что этот шаг не требует от общества определенных обязательств в ответ.

Я сейчас внимательно изучаю, что происходит в российской сети по теме коронавируса. В Китае было бы невозможно делать то, чем занимаются у нас. Есть ряд групп, которые, даже не являясь экстремистскими, с начала 2020 года продуцируют ряд фейковых материалов и монетизируют их на хайпе эпидемии. Им не до общества, где их действия страшно расшатывают психологический фон. Теоретически само общество должно блокировать людей, сеющих ложь и панику, а не государство. По сути, контроль за интернетом — это еще и искреннее осознание обществом того, что нравственно, а что нет.

Мы привыкли, что в сети есть свой загончик для ценителей порнографии, для фанатов разного вида оружия и других субкультур по интересам, но у нас нет цифрового загончика для идиотов и городских сумасшедших.

Иногда в отсутствие социальных инициатив приходится передавать решение проблемы в руки государства, которое, правда, может с контролем несколько и переборщить

Система социального кредита (рейтинга) начала разрабатываться правительством Китая с 2010 года. Это система на основе новейших технологий, в частности ИИ, для оценки отдельных граждан или компаний с помощью данных, которые собираются через цифровые приложения, гаджеты и камеры наблюдения, которые установлены в Китае практически повсеместно.

Политбюро ЦК КПК главной целью введения системы видит «построение гармоничного социалистического общества». С 2016 года для обладателей низкого рейтинга правительство ввело такие санкции, как запрет на работу в госучреждениях, отказ в соцобеспечении, особо тщательный досмотр на пропускных пунктах, запрет на занятие руководящих должностей в пищевой и фармацевтической промышленностях, невозможность выбирать люксовые опции в ресторанах и отелях, отказ в покупке билетов и запрет на обучение детей в престижных школах и университетах.

Из неподтвержденных санкций — регулирование скорости интернета и низкий приоритет в местном dating-приложении Baihe.

Как все началось (и при чем тут Винни Пух)

Российский интернет до недавних времен был территорией полной свободы. Китайский же таковым никогда не являлся, поэтому введение жестких правил игры китайцами не воспринимается как что-то антигуманное.

До того, как возникла система социального кредита, Китай «тренировался» на интернет-сети, это было просто, потому что она обеспечена одним крупным провайдером, в отличие от России. Твиттер, DropBox, Instagram и все сервисы Google, как известно, в Китае заблокированы. В ответ на это вводилась альтернативная цифровая реальность, где китайцу пребывать оказалось даже удобнее.

Читать материал полностью