Отработка soft skills на проектах актуальной проблематики
Завершилась Метапрограмма Skills4Future. Более 100 студентов 2-3 курсов бакалавриата НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург прошли проектное обучение на базе четырех интеллектуальных лабораторий для развития кроссфункциональных навыков.
«Метапрограмма Skills4Future» — общекампусный проект для студентов бакалавриата, в рамках которого они могут развить широкий спектр так называемых «мягких навыков», soft skills. За короткое время (реализуется с 2020 года) проект привлек к себе значительное количество участников и внешних партнеров.
В 2021 году обучение по программе прошли более 100 студентов 2-3 курсов бакалавриата. В течение двух месяцев они работали над проектами четырех интеллектуальных лабораторий:
- Молодежь в городе (руководитель Елена Омельченко)
- Креативные индустрии (руководитель Юлия Трабская)
- Социальная антропология (руководитель Николай Ссорин-Чайков)
- Человек и изменение окружающей среды (руководитель Юлия Лайус)
Кроме того, каждый из участников имел возможность выбрать и посетить три мастер-класса, направленных на развитие коммуникации, командной работы, креативного и критического мышления. Одним из хайлайтов программы было выступление преподавателя Роттердамской бизнес-школы Гедре Василяускайте с лекцией о креативном мышлении и способах его развития.
Елена Зеленская, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, академический координатор Метапрограммы:
Метапрограмма Skills4Future является уникальным кросспрограммным проектом. В нем работает мощная интеллектуальная команда, состоящая из руководителей лабораторий, тьюторов, ведущих мастер-классов. Все они являются экспертами в своих областях. Обучаясь на Метапрограмме, студенты имеют возможность взаимодействовать c экспертами в малых группах по 6-8 человек, погружаться в непривычные для себя исследовательские и прикладные проблемы, с которыми не сталкиваются на своих основных образовательных программах.
Метапрограмма действительно позволяет «прокачать» мягкие навыки — не только через взаимодействие в лабораториях, но и через обширную программу тренингов. Также одной из особенностей этого года стало привлечение корпоративных партнеров к содержанию Метапрограммы. Например, на открытие мы пригласили HR-специалистов из компании ИКЕА, которые рассказали, какие компетенции они ищут в своих кандидатах и насколько значимыми являются мягкие навыки для продвижения по карьерной лестнице.
В середине декабря состоялись финальные сессии программы. Участники представили свои проекты, отличавшиеся невероятным разнообразием.
Так, в рамках темы «Искусство и бизнес» участники лаборатории «Креативные индустрии» работали над проектом по созданию мобильного приложения для Новой сцены Александринского театра, позволяющего не только осуществлять удобную покупку билетов, но и способного в перспективе решить проблему продвижения и узнаваемости Новой сцены для целевой аудитории. Кроме того, ими также разработан план продвижения проекта Waterfront, направленного на благоустройство городских набережных и прибрежных территорий. Используя идею коллаборации как эффективного инструмента, в одном из проектов студенты предложили вариант коллаборации Waterfront и кафе «Гранола».
Юлия Трабская, руководитель лаборатории «Креативные индустрии»:
В этом году мы с удовольствием продолжили работу по развитию software skills, организуя реальные проекты и взаимодействуя с экспертами арт-индустрии. Партнерами лаборатории стали представители performing arts Новая сцена Александринского театра и проект Waterfront, ориентированный на развитие городского пространства. Тьюторами студенческих проектов выступили не только преподаватели, но и магистранты 2-го курса программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» Иван Бурков, Ксения Селянкина, Светлана Супранович. Полагаю, что студентам бакалавриата было интересно работать под их руководством.
Участники лаборатории «Социальная антропология» обратились к актуальной теме влияния пандемии на поведенческие практики людей. Она разделились на четыре малые группы, каждая из которых посредством наблюдения и проведения серии интервью исследовала аспекты жизни человека в период локдауна: пищевые поведенческие практики, организацию работы в дистанционном режиме, трансформацию гендерных ролей в быту.
Анастасия Полушкина, студентка 2-го курса ОП «Востоковедение», о работе в лаборатории «Социальная антропология»:
На первом курсе мы изучали предмет «Социальная антропология Востока». Тогда меня заинтересовали антропологические исследования, поэтому сейчас захотелось работать именно в этом направлении. Я считаю, что нам очень повезло с куратором, работать было очень комфортно, нам всегда давали обратную связь и делились опытом, за что я выражаю огромную благодарность.
В проекте самой интересной для меня была возможность взять интервью — изучать разных людей и их быт очень занимательно. Также очень нравилось обсуждать итоги проделанной работы на групповых встречах.
Работа в лаборатории в целом и в нашей подгруппе гендерных исследований в бытовом пространстве научила меня продуктивно работать в команде, с чем у меня всегда были проблемы. Мне кажется, что именно интересная совместная работа помогает не только равномерно распределять ресурсы между участниками, но также сопоставлять результаты партнеров со своими, что открывает возможности заметить свои недостатки.
Социальную направленность имели и проекты лаборатории «Молодежь в городе». Были представлены четыре проекта, посвященных изучению разнообразных интересов молодежи Санкт-Петербурга: от исследования сообщества «молодых коммунистов» до анализа явления кавер-танцев, возникших в результате распространения корейской культуры K-pop.
Александр Низовцев, студент 3-го курса ОП «Логистика и управление цепями поставок», о работе в лаборатории «Молодежь в городе»:
Проект Skills4Future привлек меня очень высоким соотношением студенты / куратор (один куратор на группу из пяти человек), интересными тематическими направлениями с фокусом на социальные науки, структурированностью содержания (с самого начала были известны четкие дедлайны, даты воркшопов и всех обязательных активностей), длительностью всего в один модуль и практической работой с менторами из одной из лабораторий Вышки.
Я выбрал лабораторию «Молодежь в городе», дававшем возможность поучаствовать в настоящем социологическом исследовании, выйти в поле, провести интервью, проанализировать полученные данные. Нас познакомили с концептом культурной сцены, и на основании теории мы изучали выбранное командой сообщество. Выходить в поле оказалось очень не просто. Первое же сообщество на середине работы запретило нам исследовать их дальше, поэтому нам пришлось срочно менять поле, но во второй раз все получилось без проблем. Было очень интересно из многословных и развернутых ответов респондентов выуживать основную информацию, на основе которой мы и делали выводы.
Работа была по большей части командной: мы часто созванивались с коллегами, вместе составляли гайд интервью, обсуждали формулировки вопросов, спорили о содержании, формулировали выводы. Очень полезными мне показались обязательные воркшопы, особенно по теме коммуникации — он и помог в выстраивании дальнейшей продуктивной работы в команде. По окончании проекта я понял, что хотел бы в будущем связать свои исследования с социальными науками, немного изменить свой академический вектор.
К вопросам нехватки «зеленых» пространств и регулирования проблемы бездомных животных в Санкт-Петербурге обратились две группы участников лаборатории «Человек и изменение окружающей среды». Несмотря на то, что эти вопросы уже не первый год обсуждаются как экспертами, так и горожанами, студенты попытались взглянуть на них по-новому и предложить варианты решения. Не менее важными темами занимались две другие группы лаборатории — они оценили перспективы постройки атомной электростанции в Крыму, а также проанализировали потенциал идеи Плейстоценового парка, проекта по воссозданию экосистемы «мамонтовых тундростепей» в Арктике для борьбы с изменением климата.
Роман Хандожко, научный сотрудник ЛЭиТИ НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург:
Метапрограмма Skills4Future привлекла меня возможностью взаимодействия со студентами и коллегами в экспериментальном формате проектной работы. Я являюсь одним из авторов концепта лаборатории «Человек и изменения окружающей среды», в которой мы работали вместе с Юлией Лайус, Шарлоттой Ригли и Анной Агафоновой. Цель лаборатории — привлечь студентов к поиску решений глобальных экологических проблем, используя инструментарий исторических и социологических исследований. Я был тьютором одной из проектных групп, исследовавшей возможности и ограничения атомной энергии в борьбе с негативными экологическими изменениями. Студенты работали с локальном кейсом — нереализованным проектом АЭС в Крыму, выработали свое видение рисков и преимуществ развития атомной энергетики в данном регионе. Учитывая остродискуссионный и актуальный для широкой публики характер темы, мы решили представить итоговый проект в формате дебатов с презентацией позитивного и негативного сценариев.
Я был очень рад видеть группу, явно заинтересованную темой и мотивированную в поиске наиболее обоснованных и устойчивых решений. Студенты из разных программ бакалавриата, не имеющих прямого отношения к истории, активно включились в чтение исторических документов и научных статей, просмотр архивных видеоматериалов, изучение прошлого атомной энергетики и современных теорий устойчивого развития. Отдельно стоит отметить посещение Информационного центра по атомной энергии в Санкт — Петербурге, где участники лаборатории имели возможность познакомиться с тем, как будущее и прошлое атомной энергетики представляет сама госкорпорация «Росатом». У студентов остались яркие впечатления от этой экскурсии, особенно на фоне того, что вся остальная работа шла онлайн. Как мне кажется, в результате работы над проектом студенты развили навыки критического чтения источников, выстраивания научно обоснованных аргументов, работы в команде и защиты своей позиции в режиме открытой дискуссии. Кроме того, они приобрели знания по экономическим аспектам атомной и возобновляемой энергетики, которые могут быть полезны в дальнейшем освоении экономических дисциплин.
Думаю, что главный плюс формата Skills4Future — это возможность совместно погрузиться в животрепещущую тему, параллельно совершенствуя навыки научной и проектной работы. Я сам профессионально занимаюсь атомной историей, однако этот опыт оказался крайне полезным и для меня. Я увидел, как можно работать с серьезными исследовательскими проблемами в аудитории, не имеющей специальной подготовки, и расширил репертуар своих педагогических приемов. От всей души благодарю руководителей программы за эту возможность.
Трабская Юлия Георгиевна