Майноры и МАГОЛЕГО как возможность выбора траектории обучения
Студенты Питерской Вышки могут формировать индивидуальную траекторию обучения за счет выбора дополнительных дисциплин. Для студентов бакалавриата это майноры, изучаемые на втором и третьем курсах, для магистрантов первого курса – МАГОЛЕГО.
Майнор, или дополнительный профиль — это учебный цикл в рамках образовательных программ (ОП) бакалавриата, представляющий дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению. Относится к вариативной части ОП, представляет собой «связку» непрофильных дисциплин, которая дополнит образовательный трек.
Майнор является важной составляющей образовательной модели бакалавриата, реализуемой в Вышке с 2014 года. В отличие от «мейджора» (англ. major) – профессионального блока, дисциплины которого формируют профессиональные компетенции, «майнор» (англ. minor) – это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления подготовки. Например, будущий экономист может получить дополнительные знания по социологии, выбрав для изучения майнор «Социология», а будущий инженер программного обеспечения может получить дополнительный багаж знаний, навыков и компетенций по психологии или менеджменту, выбрав для изучения соответствующие майноры. Если содержание выбранного майнора частично пересекается с уже пройденными дисциплинами, то студенту предоставляется возможность данные дисциплины заменить на другие по его выбору.
Образовательная программа может рекомендовать те или иные майноры своим студентам, но не запрещает сделать выбор в пользу любого майнора из предложенного общего пула. Возможность записаться (занять место) напрямую зависит от успехов студента, оцениваемых местом в рейтинге. Причиной отказа в изучении майнора может также стать отсутствие изученных ранее определенных учебных курсов, требуемых для его успешного освоения – так, например, для выбора майнора «Бизнес-информатика» необходимо знание основ информатики. Условия выбора содержатся в программе и на странице майнора в открытом доступе.
Майноры предлагаются для выбора и записи в конце первого курса бакалавриата и изучаются на втором и третьем курсе: на каждую из четырех дисциплин приходится по два модуля, в расписании им отводится конкретный день занятий во избежание конфликта с расписанием других дисциплин учебного плана.
Майноры, открывающиеся в 2021/2022 учебном году, будут реализованы в межкампусном формате, то есть будут доступны студентам всех кампусов. Целый ряд новых майноров был подготовлен межкампусными командами – об этом рассказывают их разработчики, а выпускник программы «Востоковедение» Антон Мешков делится соображениями о роли майнора в его карьере и советует, как первокурснику определиться с выбором направления.
МАГОЛЕГО, или «дисциплины по выбору из общеуниверситетского пула» – устоявшееся название общего набора дисциплин, обязательных для выбора студентами первого курса магистратуры НИУ ВШЭ всех образовательных программ, реализуется в межкампусном формате.
Название МАГОЛЕГО отражает суть проекта – как конструктор ЛЕГО позволяет из стандартных элементов создавать нестандартные объекты, так МАГОЛЕГО решает эту задачу применительно к обучению в магистратуре. Пул общеуниверситетских дисциплин, из которого студент отбирает «детали» для своего индивидуального учебного плана, формируется из лучших учебных курсов всех факультетов и отделений ВШЭ.
Так же, как и майноры, МАГОЛЕГО составляет вариативную часть учебного плана, направленную на индивидуализацию образовательной траектории студента. Студент может выбрать любую дисциплину из общеуниверситетского пула дисциплин, при выполнении всех указанных в аннотации к дисциплине ограничений и при условии, что подобная дисциплина отсутствует в учебном плане его образовательной программы или уже изучалась студентом на более продвинутом уровне.
Виталий Сергеевич Липатников, со-автор курса МАГОЛЕГО «Бизнес-модели»:
Курс Business Models (Бизнес-модели) мы подготовили и реализовали совместно с Михаилом Геннадьевичем Назаровым, доцентом и заведующим кафедрой венчурного менеджмента, заместителем декана факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. Важность курса «Бизнес-модели» (как, пожалуй, любого другого курса из пула МАГОЛЕГО) в том, что он является уникальной площадкой для взаимодействия студентов магистерских программ абсолютно разных направлений подготовки – от дизайнера до финансиста, а с текущего учебного года это еще и студенты разных кампусов НИУ ВШЭ. У нас, в частности, учили вместе порядка восьмидесяти студентов разнообразных магистерских программ и питерской, и московской Вышки, то есть получился полноценный композитный межкампусный курс. С учетом столь непохожего бэкграунда магистрантов мы постарались сделать его, с одной стороны, комфортным, а с другой – расширяющим кругозор слушателей. Реализация дисциплины на английском языке являлась достаточно органичным шагом, поскольку, во-первых, теоретическая основа курса была построена на зарубежной, в основном англоязычной литературе, а, во-вторых, и, пожалуй, это более важно, что основная целевая аудитория курса – студенты англоязычных магистерских программ НИУ ВШЭ, а также обучающиеся у нас по программам обмена студенты зарубежных вузов.
Антон Проценко, студент МП «Менеджмент и аналитика для бизнеса» Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента:
Разбирать любой бизнес на детали — полезное умение, которое всегда пригодится. На этом курсе можно и получить теоретическую базу, и отточить ее на практике, изучив интересную для себя компанию, а также в деталях узнать много нового про устройство очень разных бизнесов — что, в конечном итоге, может помочь и при построении своего. Курс дает необходимую базу как для выстраивания бизнес-модели будущего стартапа, так и для оценки деятельности уже состоявшейся компании. Профессор Липатников уделяет много внимания практической части, в которой легко проявить себя, свободно выбирая как компанию, так и уровень погружения в бизнес-процессы анализируемых бизнесов. Ранее я уже был кратко знаком с основами бизнес-моделей, и я решил закрепить их еще раз на практике. Курс полностью оправдал мои ожидания — было интересно, я освежил все знания, добавил в копилку несколько полезных новых концептов, и, выбрав сложную для себя промышленную компанию, погрузился в ее процессы, применяя теорию к реальному большому бизнесу. Получилось здорово, впечатления от курса только положительные.
Мария Андреевна Сафонова, автор курса МАГОЛЕГО «Социальные исследования искусства»:
Курс полезен как с точки зрения приобретения специфических аналитических навыков (например, организационного или сетевого анализа, количественного анализа потребительских практик), так и с точки зрения расширения общего культурного бэкграудна. На курсе мы говорим об очень широком спектре тем, связанных с искусством – от Ренессанса до современной киноиндустрии – останавливаясь на самых ярких и даже скандальных кейсах. А как мы знаем из современных исследований рынка труда и карьер, общекультурный бэкграунд – это та форма человеческого капитала, который востребован в самых разных областях современной экономики, основанной на креативности и способности к инновациям.
Специфика курса в том, что он позволяет поработать с социальными данными – визуальными, биографическими, сетевыми, количественными и качественными – в форме реализации мини-проектов, а не только традиционного чтения или пересказа литературы. Студенты работают в небольших проектных группах, и междисциплинарный состав (в этом году на курсе были экономисты, лингвисты, менеджеры, логисты, социологи и искусствоведы, с самым разным бакалаврским образованием) позволяет получить нетривиальные решения одной и той же задачи и опыт развития проекта в междисциплинарной команде. Например, совместная работа студентов с юридическим бэкграундом и студентов искусствоведческой программы дала последним новое понимание принципов легального регулирования деятельности музеев в России и тех ограничений, которое это регулирование создает.
Мария Юшманова, студентка МП «Глобальная и региональная история» Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств:
Я выбрала курс «Социальные исследования искусства», так как в какой-то момент оказалось, что я не знаю, как и на каком языке принято говорить об искусстве в академической среде, а это могло пригодиться мне для исследования. Кроме того, в описании курса фигурировали музеи и их роль, а именно этим я и планирую заниматься в ближайшее время. Поэтому я стараюсь узнать по возможности больше подходов к их анализу, даже если для моей работы какие-то из них окажутся нерелевантными.
При этом у меня не было масштабных ожиданий, потому что курсы МАГОЛЕГО настолько лаконичны (всего один модуль), что сложно было представить, как может уместиться целое направление исследований в семи встречах. Однако курс превзошел мои ожидания. Структура оказалась ясной и логичной, я узнала то, за чем шла – основные имена, примеры подходов. Особо удачной мне показалась формулировка заданий. После каждой лекции нужно было попробовать применить полученную информацию в коллективном микроисследовании. Хотя в процессе, конечно же, необходимость выполнения еженедельного задания не вызывала восторга, в итоге выяснилось, что благодаря этим презентациям и их обсуждению я прекрасно запомнила содержание курса и в целом могу поддерживать разговор на эту тему. А если понадобится углубить знания, я представляю, с чего примерно начинать поиск. Думаю, этот курс – однозначный успех проекта МАГОЛЕГО.
Елена Игоревна Кудрявцева, автор курса «Психология профессиональной успешности»:
Основная идея курса – раскрыть для молодых специалистов мир современного рынка труда и профессиональной деятельности, показать им пути профессионального и личностного роста, поддержать их стремление к развитию успеха. Студенты любых направлений подготовки заинтересованы в продвижении в профессиональной среде, а их объединение в рамках курса обогащает образовательный процесс, так как есть возможность увидеть позиции других людей, сравнить свои взгляды на построение карьеры с представителями иных специальностей, обменяться опытом трудоустройства и различными кейсами из профессиональной жизни.
При запуске курса как онлайн-дисциплины он превращен в межкампусный, а также выставлен на платформе Coursera, где очень востребован – сейчас его изучают порядка 450 человек, а наши студенты были первыми из них. Курс получил от студентов хорошие отзывы как «полезный», «практико-значимый» и «вовлекающий», поэтому было принято решение со следующего года заявить его как общеуниверситетский факультатив.